Освобождение от штрафов и пени по кредитам коснется и обычных людей: Рада внесли изменения в Гражданский и Хозяйственный кодексы

11:26, 16 июня 2020
Обычных граждан и предпринимателей освободили от штрафов и пени по кредитам: парламент внес изменения не только в Хозяйственный, но и в Гражданский кодекс.
Освобождение от штрафов и пени по кредитам коснется и обычных людей: Рада внесли изменения в Гражданский и Хозяйственный кодексы
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

16 июня Верховная Рада приняла в целом Закон «О внесении изменений в Хозяйственный кодекс Украины и Гражданский кодекс Украины относительно недопущения начисления штрафных санкций по кредитам (займам) в период действия карантина, установленного в целях предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни COVID-19»  3297

Отметим, что изначально планировалось, что изменения коснутся только Хозяйственного кодекса, то есть только предпринимателей. Но 15 июня была подана таблица поправок ко второму чтению, согласно которым название закона и его содержание предусматривает изменения не только в ХК, но и в Гражданский кодекс. Таким образом, они должны коснуться и обычных граждан.

Текст закона ко второму чтению выглядит следующим образом:

  1. Внести зміни до таких законодавчих актів України:

1) розділ IX «Прикінцеві положення»  Господарського кодексу України (Відомості Верховної Ради України, 2003 р., №№ 18-22, ст. 144) доповнити пунктом 8 такого змісту:

«8. У разі прострочення позичальником у період дії карантину, встановленого Кабінетом Міністрів України на всій території України з метою запобігання поширенню на території України коронавірусної хвороби COVID-19, або/та у тридцятиденний строк після дня завершення дії такого карантину виконання грошового зобов’язання за договором, відповідно до якого позичальнику було надано кредит (позику) банком або іншим кредитодавцем (позикодавцем), позичальник звільняється від обов’язків сплатити на користь кредитодавця (позикодавця) неустойку, штраф, пеню за таке прострочення»;

2) розділ «Прикінцеві та перехідні положення» Цивільного кодексу України (Відомості Верховної Ради України, 2003 р., №№ 40-44, ст.356)  доповнити пунктом 15 такого змісту:

«15. У разі прострочення позичальником у період дії карантину, встановленого Кабінетом Міністрів України на всій території України з метою запобігання поширенню на території України коронавірусної хвороби COVID-19, або/та у тридцятиденний строк після дня завершення дії такого карантину виконання грошового зобов’язання за договором, відповідно до якого позичальнику було надано кредит (позику) банком або іншим кредитодавцем (позикодавцем), позичальник звільняється від обов’язків сплатити на користь кредитодавця (позикодавця) неустойку, штраф, пеню за таке прострочення».

В Главном юридическом управлении ВР отметили по этому поводу следующее.

«Законопроектом предусматривается, что в случае просрочки заемщиком в период действия карантина, установленного КМУ на всей территории Украины и/или в 30-дневный срок после дня завершения действия такого карантина выполнения денежного обязательства по договору, согласно которому заемщику был предоставлен кредит (заем) банком или другим заимодавцем, заемщик освобождается от обязанностей уплатить в пользу кредитодателя (заимодавца) неустойку, штраф, пеню за такую ​​просрочку.

В связи с таким предложением обращаем внимание на то, что Законом от 17 марта 2020 №530-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» было внесено изменение в Закон «О торгово-промышленных палатах в Украине», которым введение КМУ карантина определено форс-мажорным обстоятельством.
Учитывая, что предлагаемое законопроектом освобождение будет распространяться на всех субъектов хозяйствования, независимо от непосредственного влияния установленного Кабмином карантина на их деятельность, имеет место нарушение определенного статьей 4 Закона «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» принципа государственной регуляторной политики о сбалансированности в регуляторной деятельности баланса интересов субъектов хозяйствования, граждан и государства.
Одновременно следует отметить, что законопроектом ко второму чтению в текст включено положение об изменениях в Гражданский кодекс Украины, которые не были предметом рассмотрения парламента во время принятия проекта за основу, что не учитывает требований части первой статьи 116 Регламента ВР».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей