Обеспечением добропорядочности членов ВСП займется Конкурсная комиссия, — второй Вывод Венецианской комиссии

14:22, 11 декабря 2020
Венецианская комиссия заявила, что законопроектом о судебной реформе 3711 предлагается дать Конкурсной комиссии не только выбрать ВККС, но и проверить добропорядочность Высшего совета правосудия.
Обеспечением добропорядочности членов ВСП займется Конкурсная комиссия, — второй Вывод Венецианской комиссии
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

«Судебно-юридическая газета» уже писала, что помимо первого Вывода, Венецианская комиссия также подготовила Второй, касающийся уже непосредственно реформы Конституционного Суда. С первым Выводом ВК можно ознакомиться по ссылке

Но во втором Выводе ВК идет речь не только о реформе Конституционного Суда, но и о том, кто должен проверить добропорядочность членов Высшего совета правосудия.

Так, в пунктах 78-79 второго Вывода ВК подчеркивается, что «в сотрудничестве с международным сообществом доноров украинские власти в настоящее время готовят срочный закон о создании «Комиссии по этике» для обычных судебных органов».

«Параллельно с этим, проект Закона № 3711, который в настоящее время рассматривается в парламенте, предусматривает создание Конкурсной комиссии, которая будет отвечать за обеспечение добропорядочности членов Высшего совета правосудия и воссоздание Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС), которая отвечает за отбор кандидатов на должности судей.

Эти органы будут иметь смешанный национальный и интернациональный состав», - подчеркивается в Выводе ВК.

(Дословно: «For comparison, in co-operation with the international donor community, the Ukrainian authorities are currently preparing urgent legislation to establish an “Ethics Commission” for the ordinary judiciary.

In parallel, draft Law no. 3711 currently being examined in Parliament, provides for a Competition Committee, which would be in charge of ensuring the integrity of the members of the High Council of Justice and of re-establishing the High Qualification  Commission of Judges (HQCJ) that is in charge of the selection of candidates for judicial office. These bodies would have a mixed national and international composition»).

Впрочем, не совсем понятно, откуда у Венецианской комиссии такая информация, ведь в нынешней редакции законопроект 3711 не предусматривает создания комиссии для проверки добропорядочности членов ВСП. 

Более того, участие международных экспертов в кадровых процессах Украины собираются обжаловать в Конституционный Суд, в том числе и депутаты от «Слуги народа». 

Напомним, что во втором Заключении Венецианская комиссия дает следующие рекомендации относительно поправок к Закону о Конституционном Суде:

«Следует создать контрольный орган для кандидатов на должность судьи Конституционного Суда с международным компонентом, который мог бы включать международных экспертов в области прав человека и представителей гражданского общества, чтобы гарантировать моральные и профессиональные качества кандидатов».

«Венецианская комиссия рекомендует заполнять текущие вакансии в Конституционном Суде парламентом и Съездом судей только после улучшения системы назначений, как указано выше (контрольный орган). Поэтому создание такой системы необходимо для заполнения этих вакансий».

«Процедура назначения судей имеет большое значение для обеспечения высокого качества решений Конституционного Суда.

Поправки к Конституции 2016 г. ввели принцип конкурсного отбора судей, что было одобрено Венецианской комиссией.

В своем заключении по проекту Конституции 2015 года Венецианская комиссия также рекомендовала ввести избрание судей по парламентской квоте квалифицированным большинством. Эта рекомендация не была принята.

Комиссия повторяет ее, надеясь, что она может быть рассмотрена в рамках будущей конституционной поправки.

Судьи Конституционного Суда назначаются Президентом, парламентом и съездом судей (статья 148 Конституции и статья 9 Закона о Конституционном Суде – каждый орган назначает по шесть судей соответственно).

Хотя общий принцип конкурсного отбора комитетами по отбору применяется ко всем трем назначающим органам, процедуры назначения, применяемые тремя назначающими органами, не обеспечивают высочайшего уровня моральной и профессиональной квалификации кандидатов. Каждый из назначающих органов может определять свои собственные процедуры.

В своем заключении по проекту закона о Конституционном суде Венецианская комиссия выразила сожаление по поводу отсутствия четких положений о составе и работе отборочных комитетов.

По рекомендации Венецианской комиссии в 2017 году Президент Украины учредил комиссию с международным участием (г-жа Ханна Сухоцкая, почетный президент Венецианской комиссии), которая провела отбор кандидатов.

Этот опыт был оценен всеми собеседниками очень положительно. И наоборот, парламент проводит отбор в рамках политической процедуры без участия экспертов.

В отношении судей Совет судей несет ответственность за проведение первого этапа конкурса и предварительный отбор кандидатов для окончательного голосования съездом судей. Широко распространено мнение, что назначения слишком часто имеют политическую мотивацию.

Реформа системы назначения может быть поводом для решения этой проблемы. Судьи Конституционного Суда должны обладать высокими моральными качествами и быть признанными юристами.

Среди этих качеств, наряду с профессиональными качествами, особого внимания заслуживает требование «высоких моральных качеств». Чтобы гарантировать, что только лица с такими качествами могут стать судьями Конституционного Суда, может быть создан контрольный орган с международным компонентом», — отмечает в своем Выводе ВК.

«Такой проверяющий орган мог бы также включать представителей гражданского общества, возможно, из существующего Общественного совета добропорядочности, который консультирует по качествам судей-кандидатов в обычные суды», - подчеркивает ВК.

«Кроме того, можно было бы запросить экспертные оценки известных международных экспертов (например, бывших президентов или судей Европейского суда по правам человека) в том, что касается оценки качеств кандидатов в области сравнительного конституционализма или защиты прав человека.

Контрольный орган может быть строгим фильтром, допускающим к назначению тремя назначающими органами только тех кандидатов, которые получили положительную оценку», - отмечается в Выводе.

Напомним, ранее «Судебно-юридическая газета» писала о том, что сказала Зеленскому Венецианская комиссия по поводу роспуска Конституционного Суда и электронного декларирования. 

В частности, Венецианская комиссия поставила перед Зеленским дилемму с подписанием принятого Верховной Радой закона, поскольку он не предусматривает тюремное заключение для чиновников.

Кроме того, Венецианская комиссия считает Высшую квалифкомиссию судей наиболее подходящим органом для контроля за декларированием судей. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Данило Гетманцев
    Данило Гетманцев
    голова Комітету Верховної Ради України з питань фінансів, податкової та митної політики
  • Михайло Ніколаєв
    Михайло Ніколаєв
    суддя Господарського суду Чернівецької області
  • Сергій Чванкін
    Сергій Чванкін
    голова Київського районного суду м. Одеси