Одна из задач законопроекта Зеленского о судебной реформе 3711, как известно, – возобновить работу Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС).
Напомним, что ВККС не действует уже 14 месяцев.
Проблемным для членов Комитета Верховной Рады по правовой политики во время обсуждения законопроекта 3711 стал вопрос конституционного суверенитета и автономии международной Конкурсной комиссии по отбору членов ВККС по отношению к украинскому Высшему совету правосудия.
В частности, в законопроекте предлагается, чтобы Конкурсная комиссия (КК) с участием «международников» предлагала Высшему совету правосудия ровно 16 кандидатов – то есть у ВСП не будет права выбрать, и он должен был их «автоматически» назначить.
В то же время некоторые члены Комитета высказали мнение, что у ключевого органа судебной власти Украины – Высшего совета правосудия – должен быть выбор, а не просто церемониальная функция по назначению члена ВККС, которого им рекомендует назначать Конкурсная комиссия с международными экспертами.
Народный депутат, глава подкомитета Михаил Новиков предложил, чтобы Конкурсная комиссия давала ВСП протокол не с 16 кандидатами, а с 32 кандидатами в ВККС. «Выбор не должен стоять жестко. Будет элемент конкурса, который будет проводить именно Высший совет правосудия на основании списка кандидатов, отобранных Конкурсной комиссией. Тогда КК будет выступать вспомогательным органом», - отметил Новиков.
С тем, что у ВСП так будет больше правосубъектности, согласился и Андрей Овсиенко.
«Наша цель – запустить ВККС. Если будет 16 кандидатов от КК, то может быть так, что ВСП отсеет 6 и останется 10. Если КК предоставит 32 кандидата, то больше шансов, что ВСП отберет 16 человек», - отметил Михаил Новиков.
В свою очередь, народный депутат Денис Маслов отметил, что «нельзя быть наполовину беременным». «Если уже Конкурсная комиссия отобрала кандидатов, мы должны честно признаться, что мы ВСП устраняем от процесса формирования ВККС. В ином случае возникает вопрос, на основании каких критериев ВСП может отсеять предложенных Конкурсной комиссией кандидатов?» - добавил он.
Олег Макаров отметил, что «сама идея была в том, что Высшему совету правосудия дается уже финальный список кандидатов»: «Поэтому я прошу не возвращаться к вопросу увеличения количества кандидатов, чтобы мы не устраивали еще один конкурс, относительно которого мы никаких критериев не утверждаем».
Андрей Костин подчеркнул, что он «лично поддерживает, чтобы был один кандидат на одну вакантную должность».
В свою очередь, глава Верховного Суда напомнила, что ВСП – коллегиальный орган. «Вот возникнет вопрос к кандидату в таком списке. Это значит, что все члены ВСП должны поднять руки? Это аналогично тому, что вся Верховная Рада обязана нажать кнопки за законопроект. Представим себе ситуацию, что члены ВСП не все поднимут руки и не утвердят кандидата.
Мне кажется, что такая комиссия внедряется, чтобы не только международные эксперты, но и судейский корпус принял участие в отборе членов ВККС. А если ВСП не должна иметь своего мнения, то тогда нужно вовсе ее исключить.
Между КК и ВСП должен быть консенсус. Это, как, к примеру, если Президент подает кандидатуру, а Верховная Рада ее утверждает.
Если ВСП одного человека не утвердит, к примеру, ВСП станут известны определенные сведения, то тогда КК должна иметь право предложить еще одного человека», - отметила глава ВС.
Андрей Костин отметил, что он не исключает правки. «Но Венецианская комиссия выступает принципиально за автономию КК и ВККС», - подчеркнул он.
На данном моменте члены Комитета прекратили обсуждение законопроекта и перешли к формату «рабочих встреч». Впрочем, даже по итогам таких встреч очевидно, что многие принципиальные вопросы могут решаться «между первым и вторым чтением».
Как отметил член Комитета Сергей Демченко, «реалисты считают, что даже на основании этого закона не состоится формирование ВККС».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.