Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», Министерство финансов опубликовало данные по оплате труда в каждом суде Украины, в том числе, по судейскому вознаграждению и среднемесячной зарплате сотрудников аппарата судов. Согласно таблице Минфина, в некоторых судах средняя зарплата сотрудника аппарата может составлять тысячу грн, а в других – 20 тыс. грн. Также напротив зарплаты в некоторых судах проставлен «0». С самой таблицей можно ознакомиться тут.
Тут же Минфин обвинил в ГСА в несправедливом распределении средств. «В одних местных судах среднемесячная заработная плата работников аппаратов достигает размера до 30 тыс. грн, тогда как в других местных судах не обеспечены даже обязательные составляющие заработной платы работников», - сетовал замминистра финансов Роман Ермолычев (тот самый, который ранее назвал потребности судов «непроверенными»).
Также наше издание писало, что в районных судах Черниговской области сотрудники аппарата получили зарплату в сумме 400-500 грн за месяц работы (февраль 2021 года).
Однако кто в этом виноват на самом деле?
Забегая наперед, отметим, что, как выяснилось, во время составления росписи Госбюджета на 2021 год Министерство финансов самостоятельно изменило распределение ассигнований общего и специального фондов госбюджета и увеличило фонд судейского вознаграждения за счет уменьшения фонда оплаты труда работников аппарата судов.
Итак, «Судебно-юридическая газета» обратилась с запросами о публичной информации к Минфину и ГСА относительно причин возникновения разницы в оплате труда.
Минфин решил переадресовать запрос на ГСА. По словам замминистра, именно ГСА предоставило эти данные, их Минфин сам не проверял (хотя и опубликовал, и, как выясняется из нижеприведенного интервью, сам составлял таблицу).
В свою очередь и. о. главы Государственной судебной администрации Людмила Гизатулина подробно пояснила, почему возникла такая большая разница.
Ниже приводим ее официальный ответ «Судебно-юридической газете».
По какой формуле ГСА Украины формировала предложения относительно финансирования каждого отдельного суда на 2021 год?
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 148 Закона «О судоустройстве и статусе судей» ГСА определена главным распорядителем бюджетных средств, который осуществляет финансовое обеспечение деятельности апелляционных и местных судов и других органов и учреждений в системе правосудия.
Письмом Минфина 17.11.2015 ГСА определена главным распорядителем бюджетных средств, где применяются новые методики планирования на основании результата с целью их адаптации к стандартам Европейского Союза.
Согласно Бюджетному кодексу Украины программно-целевой метод в бюджетном процессе – это метод управления бюджетными средствами для достижения конкретных результатов за счет средств бюджета с применением оценки эффективности использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса. То есть установление непосредственной связи между выделением бюджетных средств и результатом их использования.
Результатом деятельности судебной системы является осуществление судопроизводства, что измеряется количеством решенных дел.
Для этого необходимо определенное количество судей и сотрудников аппарата судов, а также обеспечение их материальными ресурсами. То есть линейная связь.
В расчетах к бюджетному запросу на 2021 год модельная продуктивность судьи составляла 183 модельных дела в год.
Путем деления запланированного количества решенных модельных дел на модельную продуктивность работы судьи определена модельная численность судей для каждого суда.
Модельная численность работников аппарата судов определена путем умножения модельной численности судей на коэффициент соотношения между численностью сотрудников аппаратов судов и численностью судей.
Коэффициент соотношения между численностью сотрудников аппарата судов и численностью судей для местных судов – 4,2, для апелляционных – 4.
Плановое модельное среднее судейское вознаграждение и модельная средняя зарплата работников аппарата определена на основании данных о плановом уровне минимальной зарплаты согласно бюджетной резолюции и средневзвешенному уровню обязательных доплат к должностным окладам, и плановому уровню стимулирующих выплат.
По информации судов, по состоянию на 1 июня 2020 года уровень обязательных доплат к должностным окладам определен как средневзвешенный по численности работающих.
Фонд оплаты труда для каждого суда определен путем умножения соответствующей модельной численности персонала на модельную среднюю зарплату.
Граничные объемы расходов, предусмотренные для ГСА на 2021 год, обеспечивали фонд судейских вознаграждений на 55%, а фонд оплаты труда работников аппаратов судов на 27%.
В инструктивном письме Министерства финансов относительно бюджетных запросов на 2021-2023 года на 11.08.2020 указано, что расходы на оплату труда работников государственных органов и судей рассчитаны на уровне 2020 года.
Во время формирования приложения 7 к проекту Закона «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» граничный объем расходов на выплату судейского вознаграждения и оплату труда работников аппарата ГСА разделен между судами с учетом нагрузки на судей, но не менее, чем бюджетные назначения на 2020 год (по состоянию на 01.08.2020).
Всем судам, модельный бюджет (скорректированный на граничный объем расходов) которых был меньше бюджетных назначений 2020 года, запланированы бюджетные назначения на уровне 2020 года.
В связи с чем возникла разница между зарплатами работников аппарата судов Киева? В частности, по данным, которые опубликовал Минфин, среднемесячная зарплата работников аппарата Голосеевского райсуда Киева составляет более 30 тыс. грн, а Днепровского райсуда Киева – 3,4 тыс. грн.
Граничные объемы расходов, предусмотренные для ГСА Украины на 2021 год, обеспечивали фонд судейских вознаграждений на 55%, а фонд оплаты труда работников аппаратов судов на 27%, то есть, это касается и указанных судов.
Во время осуществления подсчетов к приложению 7 проекта Закона о Госбюджете на 2021 год граничный объем расходов на выплату судейского вознаграждения и оплату труда сотрудников ГСА разделен между судами с учетом нагрузки на судей и объема граничных расходов, штатной численности по состоянию на 01.08.2020.
(Далее стоит напомнить, что согласно Указу Президента № 449/2017 в 2018 году был зарегистрирован как юрлицо Первый окружной суд Киева, который включит в себя Деснянский и Днепровский райсуды Киева, а также был зарегистрирован Третий окружной суд Киева, который включит в себя Печерский и Голосеевский районные суды. Впрочем, пока процесс оптимизации судов первой инстанции находится в «подвешенном» состоянии – прим. ред.).
Так, по данным 2019 года, судьями Первого окружного суда города Киева было рассмотрено 11 818 модельных дел, фактическая численность судей составляла 48, то есть нагрузка на судью указанного суда составляет 246 модельных дел. А судьями Третьего окружного суда города Киева рассмотрено 20 883 модельных дела, при фактической численности – 43 судьи, соответственно нагрузка составляет 486, что в 2 раза больше чем у судей Первого окружного суда.
По расчетам ГСА Украины, во время распределения фонда оплаты труда Первого окружного суда города Киева и Третьего окружного суда города Киева удельный вес расходов на оплату труда работников аппарата суда составлял 29%.
На письмо ГСА Украины от 22.12.2020 № 1-23581/20 относительно составления росписи госбюджета на 2021 год судами и территориальными управлениями ГСА Украины (относительно местных общих судов) предоставлены проекты бюджетов, на основании которых ГСА предоставило Минфину проекты сведенных бюджетов.
Проектом бюджета, предоставленного ТУ ГСА в городе Киеве, удельный вес расходов на оплату труда работников аппарата, в частности, Первого окружного суда города Киева составлял 11%, а Третьего окружного суда Киева - соответственно 45%.
Ниже приводим распределение:
Почему в некоторых судах среднемесячная зарплата работника аппарата суда составляет 1-2 тысячи грн, в то время как в других – 15-20 тысяч. По какому принципу и кем именно формируется уровень оплаты труда в разрезе каждого суда?
ГСА Украины осуществлены соответствующие расчеты для надлежащего обеспечения судов, органов и учреждений в системе правосудия и в установленные сроки предоставлен Минфину бюджетный запрос на 2021-2023 годы.
Потребность в финансовых ресурсах на 2021 год по КПКВК 0501020 «Обеспечение осуществления правосудия местными, апелляционными судами и функционирование органов и учреждений системы правосудия» обеспечена на 38,4%.
ГСА Украины письмом от 22.12.2020 №11-23581/20 довела распорядителям нижестоящего уровня объемы граничных расходов на 2021 год для их распределения в разрезе КЕКВ с целью формирования предложений к росписи Госбюджета на 2021 год.
Во время составления росписи Госбюджета на 2021 год Министерством финансов Украины самостоятельно изменено распределение ассигнований общего и специального фондов госбюджета и увеличен фонд судейского вознаграждения за счет уменьшения фонда оплаты труда работников аппарата судов.
Согласно п. 31 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению бюджетов бюджетных учреждений, установленного постановлением КМУ от 28.02.2002 №228, Государственная казначейская служба Украины на протяжении трех дней со дня утверждения Минфином росписи госбюджета доводит до главных распорядителей извлечения из его составных частей, которые являются основанием для утверждения в установленном порядке бюджетов.
ГСА указанное извлечение получило 4 января 2021 года.
На протяжении января 2021 ГСА как главный распорядитель бюджетных средств утвердила бюджеты судов и других учреждений системы правосудия.
При этом следует отметить, что бюджеты судов и других учреждений системы правосудия утверждены, исходя из бюджетных назначений, предусмотренных в приложении 7 к Закону «О государственном бюджете на 2021 год», которое составлено одновременно с бюджетным запросом на 2021 год в августе 2020 года. Указанное приложение не учитывает кадровых и других изменений, произошедших на протяжении второго полугодия 2020 года (к примеру, в 2020 году были назначены новые судьи).
На основании каких данных и каким образом (по какой формуле) рассчитывалась среднемесячная зарплата сотрудников аппарата суда в опубликованной Минфином таблице?
Указанная таблица поступила в ГСА от Министерства финансов письмом от 1 февраля 2021 года.
Среднемесячная зарплата работников аппарата судов в указанной Министерством финансов таблице рассчитана по формуле, а именно: утвержденные расходы на оплату труда/фактическую численность сотрудников/количество месяцев в году.
Если в графе относительно среднемесячной зарплаты работников аппарата суда указано «0», означает ли это, что сотрудники указанного суда не получают зарплату?
Цифра «0» содержится в графе таблицы, где указано наименование судов, расположенных не территории Донецкой и Луганской областей, которые временно прекратили осуществлять правосудие в связи с мероприятиями относительно борьбы с терроризмом на территориях, где находятся данные суды.
Как стало известно нашему изданию, за февраль 2021 года сотрудники аппарата Новозаводского райсуда Чернигова получили по 400-500 грн зарплаты. В какой сумме получили надбавки, премии и другие доплаты работники ТУ ГСА в Черниговской области?
Согласно ст. 148 Закона «О судоустройстве и статусе судей» ГСА осуществляет функции главного распорядителя. В свою очередь, ТУ ГСА являются распорядителями бюджетных средств нижестоящего уровня. В частности, они непосредственно насчитывают и выплачивают зарплату работникам аппарата местных общих судов на основании приказов соответствующих местных судов, а также насчитывают и выплачивают зарплату работникам ТУ ГСА.
Поэтому в ГСА Украины не отображена и не задокументирована данная информация. Учитывая указанное, ГСА Украины переслало соответствующий запрос в ТУ ГСА Черниговской области.
Дополнительно стоит отметить, что Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики создал рабочую группу по вопросам надлежащего финансирования судебной власти в Украине с целью наработки путей решения вопроса при участии представителей Минфина.
Сейчас обрабатывается возможность увеличения бюджетных назначений на оплату труда для обеспечения выплаты стимулирующих выплат работникам аппаратов судов в размере 20% от должностного оклада. Однако дефицит бюджетных ассигнований на оплату труда составляет 549,8 млн грн.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter , чтобы быть в курсе самых важных событий.