Украину ждёт реформа системы расчёта прожиточного минимума, социальных выплат, штрафов и административного сбора

16:00, 5 апреля 2021
Правительство хочет кардинально изменить подходы к расчётам прожиточного минимума, и привязанных к нему социальных выплат, штрафов, сумм административного сбора.
Украину ждёт реформа системы расчёта прожиточного минимума, социальных выплат, штрафов и административного сбора
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

08.02.2021 года, в Верховную Раду Украины поступил Проект Закона «О мерах по упорядочению системы расчетов размеров прожиточного минимума, социальных выплат, денежных платежей и взысканий и платы за предоставление административных услуг (административного сбора)» № 5045 (далее – законопроект № 5045).

По состоянию на 02.04.2021 года, законопроект находится на рассмотрении Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов. Инициатором проекта закона, является Кабинет Министров Украины, непосредственным разработчиком  - Министерство социальной политики.

Главная задача разработки законопроекта - упорядочение расчетной величины для определения надбавок, повышений и других выплат, которые зависят от прожиточного минимума, внедрение современной методологии расчетов прожиточного минимума, создание предпосылок для его повышения до реальных цифр.

Цели разработки законопроекта

Одной из важнейших целей разработки законопроекта № 5045 заключается в нахождении и законодательном закреплении единого подхода и методологии расчёта прожиточного минимума, как базовой величины, необходимой для определения размеров социальных гарантий населению. Такие изменения в подходах к расчётам величины прожиточного минимума, планируется внедрить с 1-го января 2022 года.

Соответственно, исходя из изменения методик расчёта прожиточного минимума, возникает необходимость кардинального пересмотра системы  сборов за предоставление административных услуг, штрафов и финансовых взысканий за административные, уголовные и другие нарушения, которые сегодня устанавливаются от размера прожиточного минимума. 

Суть изменений, предлагаемых законопроектом

Общие положения

Авторы законопроекта предлагают кардинально изменить подход к самому определению прожиточного минимума, а также порядку его расчёта. По данным, озвученным авторами проекта закона в пояснительной записке, на сегодняшний день, законодательно установленный прожиточный минимум,  в два раза меньше реального. К данному показателю, привязаны более 150-ти различных социальных выплат, а также, размеры штрафов и административного сбора. Планируется, прожиточный минимум определять, исходя из стоимости наборов продуктов питания, а также стоимости непродовольственных товаров и услуг, в пропорции 50/50 процентов. Мониторинг реальных цен на продукты питания и непродовольственные товары и услуги, Кабинет Министров хочет мониторить в динамике, ежемесячно. Пересмотр же размера прожиточного минимума, будет осуществлять один раз в год, и закрепляться Законом Украины «О государственном бюджете». 

Для расчёта социальных выплат населению, не являющихся основными источниками дохода (надбавок, дополнительных пенсий, различных видов социальной помощи), законодатели предполагают установить так называемую базовую величину для социальных выплат. При расчёте базовой величины для социальных выплат будет применён нормативно – структурный подход. Базовая величина для социальных выплат будет внедрена с 1-го января 2022 года.

В случае принятия законопроекта № 5045, возникнет необходимость внесения изменений, в большое количество Законов Украины, всего более 22-х. В изменениях в законодательные акты, фраза »прожиточный минимум», будет заменена термином «базовая величина социальной выплаты».

Что изменится для граждан – получателей социальных выплат

Авторы законопроекта из Министерства социальной политики, в качестве приоритета, указывают на несколько социальных групп, для которых изменяться принцип начисления и суммы социальных выплат. Прежде всего, это пенсионеры, люди, имеющие детей, ветераны войны и участники боевых действий, люди и дети с инвалидностью, а также граждане, не имеющие права на пенсию.

 Законодатель указывает на то, что будут повышены размеры пенсий, выплачиваемых пенсионерам, которым пенсии назначены в соответствии с настоящим Законом и подвергшихся репрессиям и в дальнейшем были реабилитированы, устанавливаются надбавки к пенсии, предусмотренные статьей 6 Закона Украины «О реабилитации жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов».

Также, в случае принятия законопроекта №5045, суммы, положенных по закону выплат, вышеуказанным категориям граждан, будут устанавливаться в кратном размере базовой социальной выплаты.

Например, в случае гибели военнослужащего (резервиста), одноразовая помощь родным погибшего, будет установлена на уровне 965 базовых величин социальной выплаты, установленной по состоянию на 1-е января текущего года. Для сотрудников полиции, погибших при исполнении служебных обязанностей, сумма одноразовой помощи составит  963 базовые социальные выплаты. Сумма же ежегодной выплаты участникам боевых действий к 5-му мая, будет начисляться, исходя из 35 процентов базовой величины социальной выплаты.

Кроме того, жертвам нацистского режима – заключённым концентрационных лагерей, пенсии или ежемесячное пожизненное денежное содержание или государственная социальная помощь, которая выплачивается вместо пенсии, повышаются:

  • лицам с инвалидностью I группы - на 50 процентов,
  • лицам с инвалидностью I группы II группы – на 40 процентов;
  • III группы - на 30 процентов базовой величины для социальных выплат населению.

Кабинет Министров Украины, также рассматривает перспективу изменения параметров расчёта штрафных санкций и сумм административного сбора за предоставление услуг населению государственными и местными органами власти. В отличие от размера прожиточного минимума и базовой величины социальной выплаты, суммы по штрафам, могут быть пересмотрены два раза в год. Определение порядка и периодичность такого пересмотра, будет возложена на Кабинет Министров.

В отличие от социальных выплат, одноразовой денежной помощи т.д., подход к формированию окончательных сумм административного сбора, будет несколько иным.

Так, административный сбор и плата за предоставление сведений из Единого государственного реестра, будут рассчитываться, исходя из базовой величины административного сбора в процентном, или кратном соотношении. Для расчета штрафных санкций и административных взысканий, предполагается использовать базовую величину для денежных платежей и взысканий.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Марина Гниличенко
    Марина Гниличенко
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Віктор Панкулич
    Віктор Панкулич
    суддя Апеляційної палати Вищого антикорупційного суду