Остался один день до введения в действие закона об олигархах: что изменится

07:26, 6 мая 2022
7 мая 2022 года вводится в действие резонансный Закон об олигархах.
Остался один день до введения в действие закона об олигархах: что изменится
Источник фото: Дмитрий Ларин/УП

Как известно, осенью 2021 года Верховная Рада с боем приняла закон об олигархах (законопроект 5599). Закон тогда вызвал много споров. Однако в последнее время о том, как его будут реализовать, в частности, создавать и наполнять электронную систему данными, как это прописано в законе, слышно мало.

Вместе с тем, касается он не только олигархов. Под действие закона попадают и госслужащие категории «А» и «Б», и судьи, и помощники судей, народные депутаты, директор НАБУ, Генеральный прокурор и так далее.

Закон вступил в силу в прошлом году, но в нем прописано, что введение в действие произойдет через 6 месяцев, то есть 7 мая 2022 года.

 «4. Установити, що особи, які відповідно до цього Закону зобов’язані подавати декларацію про контакти, подають таку декларацію стосовно зустрічі (розмови), спілкування за допомогою телефону чи засобів електронного зв’язку, які мали місце з дня набрання чинності цим Законом до дня введення в дію цього Закону.

Декларації, зазначені в абзаці першому цього пункту, подаються у 14-денний строк з дня введення в дію цього Закону», - записано в законе (что бы это ни значило). 

Что с Реестром олигархов

Итак, закон вводится в действие 7 мая, но подавать декларацию о контактах с олигархом (или представителем) чиновникам пока некуда.

Согласно с законом СНБО должно утвердить Положения о Реестре олигархов, порядке его формирования и ведения. Однако в последних интервью секретаря СНБО Алексея Данилова о технической реализации закона не спрашивали. О том, что положение о Реестре уже «на выходе» в СНБО говорили в январе. По плану имплементации его должны были разработать до апреля 2022.

«Реестр является информационно-коммуникационной системой, предназначенной для обнародования и обработки информации о лицах, имеющих значительный экономический и политический вес в общественной жизни (олигархов), и лиц, которые подают декларации о контактах с олигархами, или их представителями с целью обеспечения доступа к информации о таких лицах и применении к ним мер воздействия», - сказано в законе.

«Формирование и ведение Реестра обеспечивается Аппаратом Совета национальной и обороны Украины.

На официальном веб-сайте Совета национальной безопасности и обороны Украины обеспечивается свободный и бесплатный доступ к сведениям Реестра с возможностью их просмотра, копирования и распечатки, в том числе в виде набора данных (электронного документа), организованного в формате, что позволяет его автоматизированную обработку электронными средствами (машиносчитывания) с целью повторного использования».

В Реестр должны попадать декларации о контактах с олигархом, или его представителями.

Как и кто подает декларацию о контактах

Согласно статье 8 нового закона в случае контакта публичного служащего с лицом, включенным в Реестр олигархов, или его представителем такой публичный служащий обязан подать декларацию о контактах. Нарушение обязанности представления декларации о контактах является основанием для привлечения лица к политической и/или дисциплинарной ответственности.

Поправки на военное положение в данный закон, напомним, не вносились.

Под контактом с лицом, включенным в Реестр, или его представителем понимается встреча и разговор (в том числе онлайн), общение по телефону или средствами электронной связи любого содержания, кроме:

  • официальных мероприятий, ход которых отображается в режиме прямой трансляции на радио, телевидении или через Интернет в режиме, доступном для массового приема;
  • судебного заседания;
  • официальных мероприятий (совещаний), инициированных органами государственной власти, при условии, что информация о таких мероприятиях с указанием полного перечня участников и предмета обсуждения размещена на официальном сайте соответствующего органа государственной власти.

Лица, включенные в Реестр, и их представители обязаны перед началом общения уведомить публичных служащих о факте включения их или лиц, которых они представляют, в Реестр.

Однако такое неуведомление со стороны олигарха или его представителя не освобождает публичного служащего от ответственности за непредоставление декларации о контактах.

Таким образом, если публичный служащий даже не догадывался, с кем он общается, ему все равно нужно подавать декларацию.

Примечательно, что информация о встрече или любом другом общении с олигархом или представителем будет публичной и доступной для просмотра любому человеку. Поскольку она будет вноситься в открытый Реестр.

Декларация о контактах подается не позднее следующего дня после контакта с лицом, включенным в Реестр, или его представителем путем заполнения электронной формы на официальном сайте СНБО.

«Игра в квача»

Итак, не только общение с олигархом, но и с его представителем может привести к ответственности в случае неподачи декларации.

При этом к «представителю олигарха» можно отнести любого человека, который представится от его имени. По крайней мере, так записано в законе:

«Представитель олигарха – физическое лицо, которое проводит встречи (беседы), общение по телефону или средствами электронной связи с публичными служащими от имени и/или в интересах лица, включенного в Реестр».

Самое интересное, что хотя в законе и прописали обязанность для представителя сообщить, что он именно представитель, а не просто «проходил мимо», однако если он не уведомил публичного служащего об этом (и тот не догадался), то публичному служащему все равно грозит ответственность. Другой вопрос, реальная ли это ответственность, но об этом позже.

Какая ответственность

Но самое интересное это, конечно, ответственность для тех, кто не подаст декларацию о контактах. Ведь ко второму чтению перечень лиц, подпадающих под нормы закона, значительно расширили.

В частности, в нем появились госслужащие категории «Б», то есть, это и заместители руководителей госорганов, юрисдикция которых распространяется на территорию одной или нескольких областей, одного или нескольких районов, районов в городах, городов областного значения; руководители и заместители руководителей структурных подразделений государственных органов независимо от уровня юрисдикции таких госорганов и др. К примеру, это начальники территориальных управлений Государственной судебной администрации в областях.

Впрочем, для того, чтобы ответственность была реальной, она должна быть предусмотрена профильным законом, в частности, как основание для дисциплинарного взыскания, увольнения и пр.

Однако закон об олигархах такую ответственность предусматривает далеко не по всем категориям лиц, которые должны подавать декларацию о контактах.

Что для судей, чиновников, прокуроров и правоохранителей?

Так, если в законе об СБУ прописывается прямо, что глава Службы безопасности Украины, его заместители подлежат увольнению в случае нарушения требований закона об олигархах в части предоставления, соблюдения сроков представления декларации о контактах, то в законы «О судоустройстве и статусе судей», «О Конституционном Суде Украины» в части, к примеру, оснований для начала процедуры привлечения к ответственности судей, помощников судей, консультантов в КСУ, такие изменения не внесены.

Очевидно, что касается судей – тут авторам закона помешала Конституция Украины.

Впрочем, нарушение закона об олигархах, к примеру, неподача декларации о контактах может стать основанием для увольнения члена Высшего совета правосудия. По крайней мере, такие изменения предусмотрели в законе о ВСП в части запрета быть кандидатом в состав ВСП и в части оснований для увольнения действующих членов ВСП.

Что касается госслужащих категории «А» и «Б», то тут ответственность дисциплинарная (прямо об увольнении речь не идет).

Так, вносятся изменения в часть 2 ст. 65 Закона Украины «О государственной службе». Эта часть дополнена пунктом 9-1 следующего содержания:

…Дисциплинарным проступком являются: ...9-1) нарушение требований Закона об олигархах в части предоставления, соблюдение сроков представления декларации о контактах государственным служащим, занимающим должность государственной службы категории «А» или «Б».

Относительно прокуроров, то тут также возникает вопрос – ведь в законе прямо идет речь лишь об ответственности для Генерального прокурора и его заместителей. Хотя декларацию должны подавать, кроме них и «лица начальствующего состава правоохранительных органов».

Так, в Законе Украины «О прокуратуре» прописывается, что заместитель Генерального прокурора увольняется с должности в случае нарушения требований Закона об олигархах в части предоставления, соблюдение сроков представления декларации о контактах.

Кроме того, нарушение требований Закона в части предоставления, соблюдения сроков представления декларации о контактах является основанием для принятия Верховной Радой решения о выражении недоверия Генеральному прокурору и подачи Президентом Украины письменного представления о даче согласия на увольнение с должности Генерального прокурора.

Что касается других публичных служащих, то непосредственно законом об олигархах в Законе «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» прописывается, что Верховная Рада принимает решение об увольнении Уполномоченного, если тот нарушит закон об олигархах, не подаст или опоздает с декларацией.

Аналогично, нарушение закона является прямым основанием для увольнения главы Фонда госимущества и его заместителей. Подобные изменения вносятся и в законы об Антимонопольном комитете, о Национальном банке Украине, Центральной избирательной комиссии, Нацсовете по вопросам телевидения и радиовещания, о центральных органах исполнительной власти, о Кабмине, о Счетной палате и о Государственном бюро расследований.

В Законе о НАБУ появляется новое основание для увольнения директора НАБУ и его заместителей – непредоставление или нарушение срока предоставления декларации о контактах.

Что для депутатов

Хотя в законе и прописано, что обязанность предоставления декларации о контактах распространяется, в частности, на народного депутата Украины, соответствующие изменения не вносятся ни в закон о статусе народного депутата, ни в закон о Регламенте Верховной Рады.

Проще говоря, механизм привлечения депутата к ответственности – политической или какой-либо другой, отсутствует.

Таким образом, новый закон об олигархах не содержит механизма привлечения к ответственности для народных депутатов, судей и прокуроров за встречи с олигархами. И если они не подадут декларацию о контакте с олигархом или его представителем – никакой ответственности не наступит.

Что говорил Денис Малюська

Министр юстиции Денис Малюська, который ранее утверждал, что в этом законе все выписано четко, в интервью «Интерфакс-Украина» предложил такое толкование «представителя олигарха».

«Представник олігарха – це термін, який використовується виключно у контексті обов'язку подання декларації. Дефініція представника була додана за пропозицією народних депутатів. Мова йде про зустріч з якоюсь людиною, яка позиціонує, відкрито говорить про те, що представляє інтерес олігарха. І мова буде йти саме про тематику бізнесу олігарха. З точки зору закону така особа буде вважатися представником олігарха, і в такому випадку потрібно буде подавати декларацію.

Мова не йде про людину, яка має довіреність на ведення справ олігарха і вона прийшла поговорити про погоду і тому виникла обов'язковість декларування. Тобто, мова радше йде про те, що заявляє ця людина і, відповідно, про що йшла розмова.

-- Тобто простий працівник банку олігарха або його телеканалу не є представником олігарха?

-- Ні, це не представник», - отметил Денис Малюська.

Следуя буквально такому толкованию от министра юстиции, если представитель олигарха пришел поговорить с народным депутатом «о погоде», то последнему вовсе нет необходимости даже думать о том, чтобы подать декларацию.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Youtube «Право ТВ», а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Андрей Костин: Генпрокурор безотлагательно назначит победителя конкурса на руководителя САП
Андрей Костин: Генпрокурор безотлагательно назначит победителя конкурса на руководителя САП
Сегодня день рождения празднуют
  • Вадим Кузнецов
    Вадим Кузнецов
    суддя Центрального апеляційного господарського суду
  • Оксана Олійник
    Оксана Олійник
    суддя Вищого антикорупційного суду
  • Володимир Гевко
    Володимир Гевко
    суддя Господарського суду Тернопільської області
загрузка...