Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», Комитет по экономическому развитию 28 сентября рекомендовал принять за основу законопроект Правительства 8058 об ускоренном пересмотре инструментов государственного регулирования хозяйственной деятельности. Речь идет о том, что с 1 января 2023 года разрешения и лицензии, не включенные в специальный перечень, могут признать недействительными, то есть внедрить дерегуляцию.
Объяснительная записка к законопроекту подписана первым вице-премьер-министром Украины – Министром экономики Юлией Свириденко.
«По результатам проведенного анализа выявлено 15 видов средств государственного регулирования, а именно: акты, заключения, декларации, справки, разрешения, согласия, уведомления, согласования, удостоверения, лицензии, подтверждения, решения, свидетельства, сертификаты, формы регистрации. При этом инструменты государственного регулирования применяются в таком количестве: разрешения – 528, лицензии – 224, согласования – 157, заключения – 145, свидетельства – 121, декларации – 55, уведомления – 42, удостоверения – 23.
Также необходимо отметить случаи применения двойного или даже тройного регулирования в одной сфере хозяйственной деятельности и применения одинаковых требований для получения различных документов разрешительного характера.
Такой подход государственного регулирования в сферах хозяйственной деятельности требует изменений путем немедленного пересмотра сфер хозяйственной деятельности, где применяется чрезмерная административная и финансовая нагрузка на бизнес, и проведение их дерегуляции», - считает Юлия Свириденко.
Впрочем, с момента рекомендации Комитета прошел уже месяц, а проект не вынесен в пленарный зал.
Или против дерегуляции выступают народные депутаты, рассказала заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития Роксолана Пидласа из «Слуги народа» в интервью Телеграфу.
«Основным в этом законопроекте является то, что мы пересматриваем все разрешительные документы, существующие в Украине. Что из этого действительно нужно? Закон устанавливает двойное требование о необходимости применения разрешительного документа. Это означает, что он должен быть не только в законе Украины, но и в перечне Кабмина так называемых необходимых документов.
Этот список правительство должно создать на основании пересмотра. Пересмотр будет осуществлен Комиссией, состоящей из замминистров основных министерств.
Но, как и ожидалось, этот законопроект столкнулся с большим сопротивлением. Он уже был запланирован на рассмотрение, но не попал в сессионный зал. Все фракции против, кроме «Слуги народа», – отметила она.
Также, по словам Пидласы, многое будет зависеть от состава Комиссии, которая будет пересматривать перечень разрешений.
«Если там будут заместители министров экономики, финансов, юстиции, цифровой трансформации, можно надеяться, что они сократят количество этих разрешений как минимум на треть. Но, конечно, за состав этой комиссии развернется отдельное сражение», - отметила она.
Это не первая попытка дерегуляции. Только за три года моей каденции я помню три попытки. Первая была, когда Кабмин Алексея Гончарука (2019-2020 годы) предлагал отдать право устанавливать и отменять разрешительные документы. И это была очень дискуссионная идея.
Есть так называемый "тест на Януковича". Когда вы принимаете закон, подумайте, приняли бы вы его, если бы у власти был Виктор Янукович и его Кабмин. Этот законопроект с треском проваливает такой тест. Я Кабмину Николая Азарова не доверила право устанавливать новые разрешительные документы. Хотя к Гончаруку доверие было. Можно было предоставить такое полномочие правительству на время. Скажем – на один год. Но законопроект все равно не прошел.
Затем последовала попытка отдать Кабмину хотя бы право определять процедуру получения разрешительных документов. В настоящее время эти процедуры определяются законом. Он прошел первое чтение и благополучно умер. Потом была его реинкарнация по моей инициативе. Кроме основного – предоставления права правительству определять процедуру – я предлагала упразднить несколько нерелевантных разрешений. Например: «спецразрешение на занятие народной медициной (целительством)».
Министерство здравоохранения сейчас и не выдает никаких разрешений. Потому что это антинаучно. Хотя разрешительная процедура в законодательстве существует.
Или есть разрешение на использование пушек для разгона облаков во время праздников. Сейчас они вообще запрещены, и ближайший праздник – у нас на день нашей победы. Но тогда это было актуально. Законопроект не дошел до первого чтения.
У Рады вообще почти нет потенциала к дерегуляции. Парламент в этом смысле – срез общества. А украинское общество выступает за сильное государство и жесткое регулирование по всем вопросам, не касающимся личного. Рада очень плохо голосует по инициативе отдать полномочия кому попало. Либо Кабмину, либо вообще лишить государство каких-либо полномочий.
Например, Минэкономики склонно отменять излишнее регулирование. Потому что они понимают, как оно "не работает". В то же время их ответственность – рост экономики.
Вот вам пример: существует разрешение на деятельность компаний, занимающихся трудоустройством украинцев за границей. Цель этого разрешения супер благородна: оно должно предотвращать торговлю людьми. Но на практике это разрешение, как и многие другие, выдается специалистами министерства, не осуществляющими фактический контроль.
Они не ездят в кабинеты, не проводят беседы с менеджерами. Лицензия может быть отменена постфактумом, если есть жалобы или какой-то скандал. Но ведь предполагается, что этот разрешительный документ должен выполнять какую-то предупредительную, профилактическую функцию. Но он его не выполняет. Опять же было две попытки отменить такое разрешение, но они не прошли в парламенте.
Но за «дерегуляционную гильотину» еще поборемся», - считает Пидласа.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.