В Украине уже не первый год развивается интернет-торговля, однако права потребителей в правоотношениях по покупке товаров в интернет-магазинах до сих пор не урегулированы.
В частности, интернет-магазины могут отправить покупателю б/у товар как новый, продать товар с браком или товар, не соответствующий описанию на сайте и т. д. Затем потребителю очень трудно доказать свою правоту, ведь для проверки, как правило, товар нужно распаковать, а интернет-магазин может отказаться возвращать деньги за товар с недостатками, ссылаясь на то, что они возникли из-за действий самого покупателя.
Этим «грешат», к сожалению, даже крупные торговые сети, чему есть примеры в судебной практике. При этом подать жалобу такому интернет магазину очень сложно. В частности, в сети Rozetka при отказе от возврата средств за товар с недостатками ссылаются на заключение сервисного центра, однако получить такой вывод непросто – как отмечают в компании, покупатель должен отправлять соответствующий запрос в письменной форме на почтовый адрес ООО обычной почтой и т.д.
На урегулирование деятельности, в том числе интернет-магазинов, направлен законопроект Кабмина №6134 «О защите прав потребителей», который 6 октября Верховная Рада проголосовала в первом чтении, с сокращенным сроком подготовки ко второму чтению. В определенных случаях, когда интернет-продавец не указывает о себе достоверную информацию, Госпродпотребслужбе будет предоставлено право обращаться к провайдеру интернет-услуг по ограничению доступа к веб-сайту (части веб-сайта, программного обеспечения) такого субъекта хозяйствования.
Как отмечает первый вице-премьер-министр – Министр экономики Украины Юлия Свириденко, «украинские потребители будут иметь такие же права и гарантии, как граждане ЕС».
«Этот законопроект учитывает лучшие практики Европейского Союза в этой сфере и должен урегулировать многие спорные вопросы, возникающие при совершении покупок в интернет-магазинах», - пояснила она.
Законопроектом предусмотрено, что покупатели в интернет-магазинах должны быть защищены не меньше покупателей в обычных торговых оффлайн-точках.
«Сейчас, к сожалению, при покупке товаров в интернет-магазинах потребителям часто предоставляется недостоверная информация о продукции, ее потребительских свойствах, продавцы указывают недостоверную цену и условия доставки. Бывает, что нарушается право потребителя на расторжение договора, отказ от продукции и возврат средств. То есть обменять или вернуть товар в 14-дневный срок здесь, как правило, сложнее, чем в обычных торговых точках, или совсем невозможно.
Есть случаи, когда на сайте онлайн-магазина даже отсутствуют сведения о его адресе, поэтому Госпродпотребслужба не может проверить его, в случае если покупатель жалуется на нарушение своих прав.
Новый законопроект ставит в равные условия как обычные магазины, так и продающие товары через сеть Интернет», - рассказали в Минэкономики.
Еще одно нововведение касается упрощения защиты прав потребителей в суде. Законопроектом предусмотрено освобождение от судебного сбора во всех судебных инстанциях как потребителей, так и общественных объединений, защищающих их права потребителей. Это должно помочь населению получить быстрый доступ к правосудию и повысить уровень их защиты.
Есть в законопроекте изменения, которые должны поддержать предпринимателей и способствовать повышению конкурентоспособности малого и среднего бизнеса по сравнению с крупными компаниями.
Проект Закона разработан для выполнения пункта 124 Плана приоритетных действий Правительства, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 24.03.2021 № 276-р, с целью приближения национального законодательства о защите прав потребителей к законодательству Европейского Союза и гармонизации системы защиты прав потребителей в Украине с принципами, подходами и практиками ЕС.
Как отмечает Правительство, по результатам анализа обращений потребителей о нарушении их прав, в частности в сфере электронной торговли, выявлено следующее:
- при покупке продукции в интернет-магазинах потребителям предоставляется недостоверная информация о продукции, ее потребительских свойствах, цене, условиях доставки, нарушается право потребителя на расторжение договора, отказ от продукции и возврат средств;
- встречаются случаи отсутствия сведений о субъекте хозяйствования, достаточных для его идентификации, что делает невозможным осуществление мер государственного надзора (контроля) Госпродпотребслужбой, в случае нарушения субъектом хозяйствования законодательства о защите прав потребителей.
Поэтому, проектом Закона, согласно Директиве №2011/83/ЕС Европейского Парламента и Совета от 25.10.2011 предусмотрено определение электронной торговой площадка (маркетплейса), электронного сервиса сравнения продукции (прайс-агрегатора) и их ответственность за наличие информации, касающейся данных о предприятиях, продающих продукцию на веб-сайтах маркетплейса и прайс-агрегатора.
Кроме того, в случае непредоставления субъектом хозяйствования достоверной информации на веб-сайте о его наименовании, местонахождении, что делает невозможным осуществление мероприятия государственного надзора (контроля) в соответствии с требованиями Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» с целью восстановления нарушенных прав потребителей, Госпродпотребслужбе предоставлено право обращаться к провайдеру интернет-услуг по ограничению доступа к веб-сайту (части веб-сайта, программного обеспечения) такого субъекта хозяйствования.
В то же время, в случае получения Госпродпотребслужбой от предприятия заявления о восстановлении доступа к веб-сайту в связи с размещением информации о наименовании и местонахождении предприятия, Госпродпотребслужба обращается в течение двух рабочих дней к провайдеру интернет-услуг с целью восстановления доступа на веб-сайт.
Таким образом, субъекты хозяйствования, использующие нечестную предпринимательскую практику и нарушающие законодательство о защите прав потребителей, не смогут осуществлять хозяйственную деятельность в электронной торговле, пока не обеспечат наличие на веб-сайте достоверной информации о себе, с целью осуществления мер по восстановлению прав потребителей.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.