Рада готовится принять закон, согласно которому Центр при СБУ будет предоставлять иностранным партнерам исчерпывающую информацию о выезжающих за границу

10:22, 14 ноября 2022
telegram sharing button
facebook sharing button
viber sharing button
twitter sharing button
whatsapp sharing button
Антитеррористический центр при СБУ сможет получать от предприятий транспорта, независимо от формы собственности, информацию о пассажирах и персонале международных и внутренних рейсов.
Рада готовится принять закон, согласно которому Центр при СБУ будет предоставлять иностранным партнерам исчерпывающую информацию о выезжающих за границу
Источник фото: Госпогранслужба
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

В Верховной Раде зарегистрирован проект постановления о принятии в первом чтении законопроекта 8146 «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодекс Украины в связи с ратификацией Дополнительного протокола к Конвенции Совета Европы о предотвращении терроризма, а также в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию борьбы с терроризмом». Авторами являются группа народных депутатов, включая председателя Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Сергея Ионушаса.

В УК и УПК Украины вносятся изменения, в частности, в части обеспечения межгосударственного информационного обмена о лицах, выезжающих за границу с террористической целью.

Так, на сегодняшний день Служба безопасности Украины определена контактным пунктом, ответственным за обмен упомянутой информацией (Закон Украины от 20.09.2022 № 2589-IX «О ратификации Дополнительного протокола к Конвенции Совета Европы о предотвращении терроризма»). Однако изложенного недостаточно для надлежащего информационного обмена между государствами – сторонами Дополнительного протокола.

Поэтому с целью предоставления иностранным партнерам исчерпывающей и достоверной информации, предусмотренной статьей 7 Дополнительного протокола (а также обеспечения хранения и анализа аналогичных сведений, полученных от иностранных государств), проект возлагает на Антитеррористический центр при СБУ задачу:

а) вести список террористических организаций и групп.

Используя сведения, внесенные в этот перечень, СБУ будет сообщать иностранным государствам о перемещении за границу лиц, причастных к соответствующим террористическим организациям и группам. Как отмечают авторы, ведение упомянутого перечня также согласовывается с обязанностью Украины осуществлять обмен информацией с Европейским Союзом относительно террористических группировок и поддерживающих их организованных групп;

б) осуществлять национальную координацию и международное взаимодействие по вопросам получения, обработки, распространения, хранения и защиты информации о пассажирах (API/PNR).

Наделение Антитеррористического центра при СБУ полномочиями по обработке такой информации позволит реализовать не только требования Дополнительного протокола, но и обеспечит соответствие национального законодательства общепринятым практикам борьбы с международным терроризмом по внедрению в Украине системы обработки предварительной информации о пассажирах (API/PNR), а также Директиве Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2016/681/ЕС от 27.04.2016 «Об использовании данных системы бронирования (PNR) для предупреждения, выявления, расследования и уголовного преследования преступлений террористической направленности и тяжких преступлений».

Соответствующие изменения вносятся в Воздушный кодекс Украины (ВК), Закон Украины «О транспорте» и Государственную программу авиационной безопасности гражданской авиации, утвержденную Законом Украины от 21 марта 2017 года.

Согласно обновленной ч. 4 ст. 70 ВК «с целью ускорения и упрощения процедур таможенного и пограничного оформления авиаперевозчик или эксплуатант аэропорта, или субъект наземного обслуживания направляет в главный орган в общегосударственной системе борьбы с террористической деятельностью, орган охраны государственной границы и таможенных органов, осуществляющих деятельность в пунктах пропуска для воздушного сообщения, предварительную информацию о членах экипажа, пассажирах, импортных, экспортных и транзитных грузах, перевозимых воздушными судами.

Порядок получения, обработки, распространения, хранения, защиты информации пассажиров (advance passenger information/passenger name record) и другой указанной в этой части информации определяется Кабинетом Министров Украины по представлению Службы безопасности Украины.

Также определено, что при выполнении международных рейсов из/в Украину или транзитных рейсов через аэропорты Украины авиаперевозчик обязан предоставлять Антитеррористическому центру при Службе безопасности Украины информацию о пассажирах (advance passenger information/passenger name record) таких международных рейсов с целью противодействия перемещению лиц, причастных к террористической деятельности.

Антитеррористический центр при Службе безопасности Украины предоставляет органу охраны государственной границы, таможенным органам и главному органу в общегосударственной системе борьбы с террористической деятельностью информацию о пассажирах, включающую фамилию, имя пассажира, его пол, гражданство, дату рождения, серию, номер документа, удостоверяющего личность (информация о пассажирах (advance passenger information), таких международных рейсов).

Антитеррористический центр при Службе безопасности Украины с целью организации противодействия перемещению лиц, причастных к террористической деятельности, а также предупреждения пересечения государственной границы Украины лицами, которые могут представлять угрозу национальной безопасности Украины, имеет право получать от предприятий транспорта, независимо от формы собственности, информацию о пассажирах и персонале международных и внутренних рейсов в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

В целом, для достижения поставленных целей законопроектом предусмотрены изменения в:

Уголовный кодекс Украины и Уголовный процессуальный кодекс Украины, согласно которым:

  • устанавливается уголовная ответственность за прохождение обучения терроризму, пересечение государственной границы Украины с террористической целью, а также за финансирование этих деяний;
  • определяется подследственность указанных преступлений – досудебное расследование таких преступлений будут осуществлять следователи Службы безопасности Украины;
  • расширяются основания для применения к юридическому лицу мер уголовно-правового характера в случае совершения его уполномоченным лицом названных преступлений;
  • определяется возможность применения во время военного положения к лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении упомянутых преступлений, только одного вида меры пресечения — содержания под стражей (при наличии оснований для применения меры пресечения) с предоставлением права следственному судье, суду не определять при этом размер залога;
  • предусматривается возможность осуществления специального досудебного расследования (in absentia) в уголовных производствах по упомянутым преступлениям;
  • из части первой статьи 258-3 УК Украины выделяется ответственность за участие в террористической группе или террористической организации и излагается как отдельный состав преступления в части второй настоящей статьи;
  • статья 258-3 УК Украины дополняется новой частью третьей, что будет предусматривать такой квалифицирующий признак, как совершение соответствующих преступлений должностным лицом с использованием своего должностного положения.

 Закон Украины "О борьбе с терроризмом", предусматривающие:

  • введение правовых основ для проведения антитеррористической подготовки населения;
  • определение новых субъектов борьбы с терроризмом (с учетом современной системы органов государственной власти) и определение полномочий последних;
  • усовершенствование полномочий Службы безопасности Украины как главного субъекта борьбы с терроризмом;
  • наделение Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины полномочиями формировать и вести перечень террористических организаций и групп, а также осуществлять национальную координацию по вопросам получения, обработки, распространения, хранения и защиты информации о пассажирах (API/PNR) в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН по международному противодействию терроризму относительно перемещения лиц, причастных к террористической деятельности, предупреждение, выявление, расследование уголовных правонарушений, совершаемых с террористической целью, других уголовных правонарушений, а также предупреждение пересечения государственной границы Украины лицами, которые могут представлять угрозу национальной безопасности Украины;
  • делегирование Правительству Украины полномочий по определению механизма возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта;
  • предоставление полномочий субъектам борьбы с терроризмом участвовать в совместных антитеррористических мероприятиях с участием иностранных государств или межгосударственных объединений путем привлечения своих сил и средств, а также проводить совместные антитеррористические мероприятия на территории Украины и других государств в соответствии с международными договорами (сделками).

Закон Украины «О санкциях» в части расширения видов санкций, которые могут применяться, в частности к террористическим организациям и группам.

Автор: Наталья Мамченко

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый