НАПК нашло коррупциогенные факторы в проекте о благотворительной помощи судам и ГСА

16:43, 27 апреля 2023
НАПК предлагает исключить из проекта нормы о праве судов, ГСА и других органов и учреждений системы правосудия быть получателями благотворительной помощи, а в отношении международной помощи – включить требование по отчетности.
НАПК нашло коррупциогенные факторы в проекте о благотворительной помощи судам и ГСА
Источник фото: НАПК
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики состоялось оживленное обсуждение законопроекта №9047 о дополнительных источниках финансирования судебной власти, которым предлагается разрешить финансирование судебной системы международными донорами, а также разрешить судам, органам судейского управления, другим учреждениям системы правосудия получать благотворительную и гуманитарную помощь в порядке, определяемом Советом судей Украины.

Также авторы предлагают в заключительных положениях дать такую возможность в течение 3 лет после прекращения войны.

Немало замечаний вызвало предложение о возможности вносить благотворительные взносы в адрес конкретного суда, ведь это, по мнению депутатов, может создать дополнительное поле для коррупции.

Однако депутаты не видят коррупционных рисков, если все средства от «международников» будет аккумулировать у себя Государственная судебная администрация (ГСА) и затем самостоятельно распределять на суды.

Впрочем, как сообщил 27 апреля член Комитета Сергей Демченко, Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) по результатам проведения антикоррупционной экспертизы идентифицировало в проекте коррупциогенный фактор.

Так, как отметило НАПК, получение благотворительной помощи судами может обусловить их зависимость от благотворителей, так как могут быть стороны судебного процесса, адвокаты и другие заинтересованные лица.

Итак, НАПК рекомендует:

Исключить положения о праве судов и других органов и учреждений системы правосудия, определенных в проекте закона, быть бенефициарами благотворительной помощи;

Определить действенный правовой механизм контроля использования другой, указанной в проекте помощи, через обязательное ежемесячное опубликование такими субъектами сведений ее использования на официальных веб-сайтах и других открытых источниках.

Вместе с тем следует напомнить, что 11 апреля Верховная Рада приняла в целом законопроект 8433 о внесении изменений в раздел VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины относительно использования средств со счетов в поддержку Украины. Этим законом (его пока не подписал Президент Владимир Зеленский) при условии принятия соответствующего решения Кабмином главным распорядителям средств разрешили получать благотворительные пожертвования.

При этом по действующему законодательству главными распорядителями являются, например, Государственная судебная администрация, Высший антикорсуд и т. д.

Так, принятым законом установлено, что во время действия военного положения:

по решению Кабинета Министров Украины государственным органам, являющимся главными распорядителями средств государственного бюджета, могут открываться счета в Национальном банке Украины с целью привлечения добровольных взносов (благотворительных пожертвований) от физических и юридических лиц частного права и/или публичного права для финансового обеспечения мер по отпору вооруженной агрессии против Украины и ликвидации ее последствий, национальной безопасности и обороны, восстановления, поддержки и развития Украины, предоставление гуманитарной помощи;

такие средства являются источником формирования специального фонда Государственного бюджета Украины, учитываются отдельно в составе доходов, распределяются КМУ (с открытием по необходимости новых бюджетных программ, включая трансферты местным бюджетам), если иное не предусмотрено порядками использования таких средств;

порядки использования таких средств определяются КМУ;

по решению КМУ может осуществляться передача таких средств с учетом их целевого назначения другому главному распорядителю средств государственного бюджета (с открытием в случае необходимости новых бюджетных программ, включая трансферты местным бюджетам);

на конец бюджетного периода остатки таких средств хранятся на счетах специального фонда государственного бюджета для покрытия соответствующих расходов в последующих бюджетных периодах с учетом целевого назначения таких средств.

По словам представительницы Минфина Людмилы Рожковой, именно этот законопроект, когда станет законом, урегулирует вопрос использования указанных средств United-платформы, на которой аккумулируются благотворительные взносы.

Автор: Наталья Мамченко

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Марина Гниличенко
    Марина Гниличенко
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Віктор Панкулич
    Віктор Панкулич
    суддя Апеляційної палати Вищого антикорупційного суду