Стабильность конституционных гарантий социальной защиты военнослужащих: позиция Верховного Суда

19:00, 13 мая 2023
Верховный Суд отметил сохранение конституционных гарантий социальной защиты граждан Украины, защищающих Отчизну, как во время прохождения службы, так и после ее окончания.
Стабильность конституционных гарантий социальной защиты военнослужащих: позиция Верховного Суда
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Верховный Суд рассмотрел в порядке административное дело, в котором спор возник между истцом – пенсионером и Главным управлением Пенсионного фонда Украины относительно правильности перерасчета и выплаты пенсии, назначенной истцу в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц».

Истец обжаловал в суд действия ответчика по уменьшению размера назначенной истцу пенсии за выслугу лет с 77% до 70% и отказу ГУ ПФУ в перерасчете пенсии истцу согласно справки о размере денежного обеспечения и просил обязать ответчика провести соответствующий перерасчет и выплату пенсии, с учетом выплаченных сумм пенсии, исходя из справки о размере денежного обеспечения истца.

В обоснование иска истец ссылался на нарушение ГУ ПФУ во время осуществления перерасчета пенсии постановлений Кабинета Министров Украины «О перерасчете пенсии лицам, уволенным с военной службы, и другим категориям лиц» от 21 февраля 2018 года № 103 (Постановление №103) и « О денежном довольствии военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и некоторых других лиц» от 30 августа 2017 года № 704 (Постановление № 704).

Суды первой и апелляционной инстанций согласились с доводами истца и удовлетворили иск.

Не соглашаясь с решениями судов первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, ГУ ПФУ обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд, где просило отменить решение судов предыдущих инстанций и принять новое решение, которым в удовлетворении отказать. Однако Верховный Суд оставил кассационную жалобу без удовлетворения, а судебные решения без изменений, исходя из следующего.

По содержанию статей 17, 65 Основного Закона Украины граждане Украины, защищающие Отечество, независимость и территориальную целостность Украины, выполняют конституционно значимые функции, поэтому государство должно предоставлять им и членам их семей особый статус и обеспечивать их дополнительными гарантиями социальной защиты как во время прохождения службы, так и после ее окончания. Суд обратил внимание на Решение Конституционного Суда Украины (Второй сенат) от 12 октября 2022 г. № 7-р(II)/2022, в котором указано, что из содержания частей первой, второй, пятой статьи 17 Конституции Украины в их взаимосвязи связи с частью первой статьи 46, частью первой статьи 65 Основного Закона Украины вытекает конституционная обязанность государства предоставить специальный юридический статус гражданам Украины, состоящим на службе в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях, членам их семей, а также лицам, что с оружием защищают суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность Украины во время агрессии рф против Украины, начатой в феврале 2014 года, с обеспечением в соответствии с этим статусом социальных гарантий высокого уровня.

Суд также учел, что 8 июля 2011 принят Закон № 3668-VI «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» (далее - Закон № 3668-VI), который вступил в силу 1 октября 2011, подпунктом 8 Заключительных и переходных положений которого внесены изменения в Закон № 2262-ХІІ, в частности в части второй статьи 13 цифры «90» заменены цифрами «80». Также 27 марта 2014 принят Закон № 1166-VII «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» (далее - Закон № 1166-VII), который вступил в силу с 1 апреля 2014, кроме некоторых положений, пунктом 23 Раздела II которого внесены изменения в Закон № 2262-ХІІ: в части второй статьи 13 цифры «80» заменены цифрами «70». Эти изменения вступили в силу с 1 мая 2014 года.

На этом основании Суд заключил, что с 1 апреля 2014 года последний раз изменился процент денежного довольствия, из которого рассчитывается размер пенсии, исчисляемый в соответствии со статьей 13 Закона № 2262-XII, и по состоянию на момент осуществления последнего перерасчета пенсии истца такой составил 70%.

В то же время, 21 февраля 2018 года Кабинет Министров Украины принял Постановление № 103, согласно пункту 1 которого постановлено пересчитать пенсии, назначенные согласно Закону № 2262-ХІІ до 1 марта 2018 г. (кроме пенсий, назначенных согласно Закону лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел) дел (милиции) и полицейским), с учетом размера оклада по должности, воинским (специальным) званием, процентной надбавки за выслугу лет по соответствующей или аналогичной должности, которую лицо занимало на дату увольнения со службы (на дату командировки для работы в органы государственной власти) , органов местного самоуправления или в сформированные ими органы, на предприятия, в учреждения, организации, высшие учебные заведения), что определены по состоянию на 1 марта 2018 года в соответствии с Постановлением № 704.

На основании системного анализа приведенных норм законодательства Верховный Суд уточнил, что внесенные Законом № 3668-VІ и Законом № 1166-VII изменения в статью 13 Закона № 2262-ХІІ относительно размера пенсии в процентах касаются порядка назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим и лицам, которые имеют право на пенсию по настоящему Закону в случае реализации ими права на пенсионное обеспечение, а не перерасчета уже назначенной пенсии.

Такие изменения могли быть обусловлены политикой государства в конкретный исторический период времени (в частности, влияния на решение конкретного лица продлить службу или выйти на пенсию), а также его финансовыми возможностями. Учитывая это, Верховный Суд указал, что при осуществлении перерасчета пенсии в соответствии со статьей 63 Закона № 2262-ХІІ на основании Постановления № 103 отсутствуют основания для применения механизма нового исчисления пенсии с применением норм части второй статьи 13 указанного Закона, применяемой именно при назначении пенсии. Поэтому при перерасчете пенсии переменной величиной является только размер денежного обеспечения, а процентное значение размера основной пенсии, исчисляемое при ее назначении в соответствии с имеющейся у истца выслуги лет, является неизменным.

Постановление Верховного Суда от 2 марта 2023 г. по делу № 300/5520/21 (административное производство № К/990/16860/22).

Автор: Наталя Мамченко

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Ігор Фріс
    Ігор Фріс
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики
  • Ян Бескровний
    Ян Бескровний
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Любов Токмілова
    Любов Токмілова
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Наталія Савицька
    Наталія Савицька
    суддя Сумського окружного адміністративного суду