Верховная Рада вскоре рассмотрит законопроект 13150 «об обеспечении законности актов органов и должностных лиц местного самоуправления». Его рекомендовал принять в целом как закон Комитет ВР по вопросам организации государственной власти.
Так, в закон о местном самоуправлении вводится новая статья «Обеспечение законности актов областных советов и соответствующих должностных лиц местного самоуправления».
Такое обеспечение законности будет осуществляться центральным органом исполнительной власти, который определит Кабмин (в законопроекте определен как «орган по обеспечению законности»).
Орган, определенный Кабмином, сможет предъявить:
Также орган, определенный Кабмином, сможет приостанавливать действие акта с одновременным обращением в суд с иском о признании его незаконным и отмене, о чем незамедлительно информирует Президента и Кабмин. Это возможно при наличии очевидных признаков того, что акт областного совета или соответствующего должностного лица местного самоуправления создает угрозу нарушения территориальной целостности Украины.
Приостановление действия акта влечет за собой обязательность прекращения исполнения такого акта физическими и юридическими лицами, наступление любых других юридически значимых последствий в случае применения такого акта и запрет осуществления любых действий с имуществом (отчуждение, передача прав и т.п.), если соответствующее право возникло на основании акта, действие которого приостановлено.
Акты, признанные незаконными по иску органа по обеспечению законности, утрачивают силу со дня вступления в законную силу решения суда.
Суд может принять решение о признании незаконными актов и сделок, принятых или совершенных на их основе актов органов или должностных лиц местного самоуправления, которые (их отдельные положения) признаны незаконными, несмотря на то, что участники таких сделок не знали и не могли знать о незаконности таких решений.
Вред, причиненный физическому или юридическому лицу вследствие принятия или издания акта (его отдельных положений), признанного незаконным по решению суда, возмещается за счет местного бюджета.
Аналогично, Закон «О местных государственных администрациях» предлагается дополнить статьей «Обеспечение местными государственными администрациями законности актов органов и должностных лиц местного самоуправления».
Так, обеспечение законности актов органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется местными государственными администрациями в отношении актов:
Мерами по осуществлению государственного надзора за актами органов и должностных лиц местного самоуправления являются:
Местная государственная администрация также может приостановить действие акта с одновременным обращением в суд с иском о признании его незаконным и отмене, о чем незамедлительно информирует Президента и Кабмин, при наличии очевидных признаков того, что акт органа или должностного лица местного самоуправления создает угрозу нарушения территориальной целостности Украины.
Приостановление действия акта влечет за собой обязательность прекращения исполнения такого акта физическими и юридическими лицами, осуществления определенных таким актом полномочий, наступление любых других юридически значимых последствий в случае применения такого акта и запрет осуществления любых действий с имуществом (отчуждение, передача прав и т.п.), если соответствующее право возникло на основании акта, действие которого приостановлено.
Акты утрачивают силу со дня вступления в законную силу решения суда.
Суд может принять решение о признании незаконными актов и сделок, принятых / совершенных на основе актов органов или должностных лиц местного самоуправления, которые (их отдельные положения) признаны незаконными, несмотря на то, что участники таких сделок не знали и не могли знать о незаконности таких решений.
Вред, причиненный физическому или юридическому лицу вследствие принятия акта, признанного незаконным по решению суда, возмещается за счет средств соответствующего местного бюджета.
Также законопроектом предлагается дополнить ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства (КАСУ), предусматривающую основания обеспечения иска, новым пунктом, согласно которому обеспечение иска по делам об обеспечении законности актов органов и должностных лиц местного самоуправления будет допускаться как до предъявления иска, так и на любой стадии рассмотрения дела.
Это будет возможно, если очевидны признаки противоправности акта органа или должностного лица местного самоуправления и непринятие таких мер может существенно затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда о восстановлении положения, которое существовало до принятия такого акта.
КАСУ предлагается дополнить статьей 289-11 «Особенности производства по делам об обеспечении законности актов органов и должностных лиц местного самоуправления».
Правила этой статьи будут распространяться на рассмотрение административных дел о:
С исковым заявлением имеет право обращаться уполномоченный орган по осуществлению надзора за законностью.
Административное дело решается окружным административным судом по местонахождению соответствующего органа или должностного лица местного самоуправления по правилам общего искового производства в течение 15 дней со дня открытия производства.
При рассмотрении этих административных дел суд проверяет, принят ли акт органа или должностного лица местного самоуправления на основании, в пределах полномочий и способом, определенными Конституцией и законами, а в случае осуществления органом или должностным лицом местного самоуправления делегированных им полномочий органов исполнительной власти – также соблюдение других актов законодательства.
Предлагается, чтобы этот закон вступил в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и был введен в действие через 12 месяцев со дня прекращения или отмены военного положения.
Также установлено, что:
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.