Банковская тайна в условиях финансового кризиса

15:43, 1 февраля 2010
Газета: 20
На протяжении последних лет, когда украинская экономика была на подъеме, общий объем кредитов,...
Банковская тайна в условиях финансового кризиса
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

На протяжении последних лет, когда украинская экономика была на подъеме, общий объем кредитов, предоставленных финансовыми институтами, вырос до невероятных размеров. И юридические, и физические лица получали кредитные средства для инвестирования в недвижимость, автомобильные и потребительские кредиты. Однако сейчас, когда финансовый кризис отразился на ликвидности всех субъектов, возникли проблемы с возвратом ресурсов, и таким образом значительно возросла доля проблемных («плохих») кредитов в активах банков. По этой и другим причинам банки ищут пути решения этих проблем, в том числе и возможности избавления от такого рода активов.

Проблемы банковской тайны

Рассматривая проблему, очевидно, что избавится от проблемных активов банку не так и просто. При осуществлении обычных банковских операций относительно материальных активов в любом случае необходимо соблюдать условия сохранения банковской тайны. НБУ не раз обращал на это внимание банков. Однако насколько соблюдается банковская тайна при проведении сделок с активами? Существуют ли эффективные средства защиты банковской тайны?

Правовая концепция банковской тайны формировалась издавна, когда в целом складывалось особое доверительное отношение к банкам как к финансовым институтам. Сегодняшнее понимание в целом не изменилась, а лишь модифицировалось в свете особенностей обращения с финансовой информацией, нуждающейся в особой защите, в том числе и в отношениях с налоговыми органами, с целью защиты от неправомерных посягательств со стороны третьих лиц. Основные положения по банковской тайне содержатся в ст. 1076 Гражданского кодекса Украины (далее – ГКУ), ст.ст. 60-62 ЗУ «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках), а также Правилах хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны, утвержденные постановлением Правления НБУ ? 267 от 14.07.2006.

Согласно ст. 60 Закона о банках, банковской тайной является информация о деятельности и финансовом состоянии клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьим лицам при предоставлении услуг банку и разглашение которой может принести материальный или моральный ущерб клиенту. Согласно ст. 1076 ГКУ, банк также гарантирует тайну банковского счета, операций по счету и данных о клиенте. Информация о счетах и операциях может быть предоставлена исключительно клиенту или его представителю. Другим лицам, включая государственные органы, их должностных лиц, такая информация может быть предоставлена исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных Законом о банках. В случае раскрытия банком данных, являющейся банковской тайной, клиент имеет право требовать от банка возмещения причиненного ущерба и морального вреда. Судебная практика в Украине показывает, что моральный вред редко возмещается именно в тех размерах, которые требуются стороной.

Случаи раскрытия банковской тайны

Ст. 62 Закона о банках определяет возможности раскрытия банковской тайны, предусматривая конкретные случаи и порядок. Так, речь идет о шести случаях, когда банковская тайна может быть раскрыта. Некоторые из них касаются раскрытия банковской тайны государственным органам: 1) относительно операций по счетам конкретного юрлица или физического лица – СПД за конкретный промежуток времени (запрос органов прокуратуры, СБУ, МВД, АМКУ); 2) по вопросам налогообложения или валютного контроля относительно операций по счетам конкретного юрлица или физического лица – СПД за конкретный промежуток времени (запрос органов ГНАУ); 3) относительно дополнительной информации о финансовой операции, ставшей объектом финансового мониторинга (запрос специально уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга); 4) относительно состояния счетов конкретного юрлица или физического лица – СПД (запрос государственной исполнительной службы).

Банковская тайна также может быть раскрыта по письменному требованию суда или решению суда. Отдельно стоит упомянуть о случае, когда в наличии есть письменный запрос или письменное разрешение собственника такой информации. Такое разрешение может быть в форме отдельного пункта соглашения или в форме дополнительного соглашения.

Согласно общему правилу, банки могут предоставлять информацию, содержащую банковскую тайну НБУ и другим банкам в объемах, необходимых при предоставлении кредитов и банковских гарантий. Такая формулировка вполне может покрывать любой объем информации. В то же время, банк не имеет права раскрывать информацию, содержащую банковскую тайну, полученную от другого банка.

Некоторое упрощение установленных правил

Упрощение нормативных требований относительно банковской тайны наблюдается не только в Украине, но и в других странах мира. Так, например, по результатам саммита апреля 2009 г. G-20 было принято коммюнике, согласно которому многие страны были вынуждены раскрыть конфиденциальную информацию о компаниях и их собственниках с целью избежать попадания этих стран в «черный» или «серый» список стран и территорий, составляющих так называемый «налоговый рай». Список составляется Организацией по Экономическому Сотрудничеству и Развитию.

С момента начала кризиса законодателем было внесено ряд изменений в Закон о банках, предоставляющих дополнительные возможности раскрытия банковской тайны. Банки получили право предоставлять информацию, содержащую банковскую тайну, лицу (в том числе уполномоченному действовать от имени государства), в пользу которого отчуждаются активы и обязательства банка при осуществлении мероприятий, предусмотренных программой финансового оздоровления банка, либо во время осуществления процедуры ликвидации. Национальный банк Украины либо временный администратор, назначаемый НБУ, имеют право предоставлять Минфину Украины информацию, содержащую банковскую тайну по банкам, в 

капитализации которых принимает участие государство.

Следует отметить, что истинные последствия таких изменений в банковское законодательство еще не проявили себя и оценить их действие можно лишь предположительно. Однако они так или иначе имеют отношение к тем банковским операциям, осуществляющимся во время действия временной администрацией или при рекапитализации банка. Фактически, речь идет о полном объеме операций банка. Посему некоторые банки в нынешнее время пытаются улучшить свое финансовое состояние собственными усилиями (т.е. при участии акционеров, инвесторов и т.д.), не прибегая к помощи государства.

Наибольшее количество недавних изменений в Законе о банках касается деятельности временной администрации/временного администратора банка. Так, закон разрешает временному администратору отчуждать активы и/или обязательства банка с целью его финансового оздоровления. Более того, временный администратор осуществляет мероприятия, предусмотренные программой финансового оздоровления банка, в том числе уступку права требования, перевод долга или реорганизацию банка, без уведомления и получения согласия акционеров, должников, кредиторов (вкладчиков) банка. Акционеры и кредитора банка в случае осуществления подобных мероприятий даже не имеют права на возмещение понесенных ими убытков. Те же полномочия имеет и ликвидатор банка.

В связи с изменениями, внесенными в Закон о банках, Национальный банк Украины внес соответствующие изменения в Правила хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны.

Передача активов

При осуществлении передачи активов банка, а точнее говоря, его проблемных кредитов новому кредитору, вопрос обхождения с информацией, содержащей банковскую тайну, всегда остается актуальным. Однако стоит отметить, что для замены кредитора в обязательстве согласие должника не является обязательным (ст. 516 ГКУ). При этом все банки Украины обязаны обеспечивать сохранность банковской тайны согласно законодательству. Таким образом, говорить о возможном возникновении проблем можно будет в том случае, если новым кредитором, к которому переходит право требования, является небанковское финансовое учреждение. Ведь на последних не распространяются требования Закона о банках и иных нормативных актов НБУ.

Следует обратить внимание, что требования Закона о банках не содержат четких положений относительно порядка передачи кредитов. Как бы то ни было, учитывая законодательную дефиницию банковской тайны в ГКУ, данные о месте проживания, сумме кредита, процентной ставке, дате заключения кредитного соглашения и т.д., являются информацией, которая является банковской тайной. Иными словами, все данные, необходимые для заключения кредитного соглашения и передачи прав по нему другому лицу, защищены режимом банковской тайны.

Означает ли это, что банки обязаны не разглашать кому бы то ни было информацию, содержащую банковскую тайну, если речь идет о передаче/продаже «плохих» активов? Закон о банках определяет, какая именно информация является банковской тайной и при каких условиях она может быть раскрыта. Перечень таких условий является исчерпывающим.

В банковской практике достаточно часто уступка прав требования возможна при условии наличия письменного согласия клиента банка на разглашение информации третьим лицам и оформляется путем заключения таких гражданско-правовых договоров, как передача/уступка прав, факторинг, комиссия и поручительство.

Уступка права требования означает передачу такого права, в результате чего новый кредитор приобретает все права предыдущего кредитора, в тех же объемах и на тех же условиях, которые существовали на момент осуществления такой передачи.

Факторинг предусматривает передачу или обязательство передачи права денежного требования третьему лицу за плату.

Комиссия предусматривает право комиссионера на заключение сделки по поручению комитента от своего имени, но за счет комитента. По договору поручительства поверенный осуществляет определенные юридические действия от имени и за счет доверителя.

Другие возможные способы передачи активов

Проблемные кредиты и связанная с ними информация может быть передана от одного банка другому при условии соблюдения требований Закона о банках на основании гражданско-правовых соглашений и при наличии письменного согласия клиента.

На сегодняшний день законодательство не видит различий между передачей активов субъекту-резиденту или нерезиденту. Специальные требования или детализированные разъяснения по этому поводу отсутствуют. Таким образом, это может означать, что нерезиденты вполне могут приобретать проблемные/плохие кредиты украинских финансовых учреждений. Тем не менее, следует отметить, что дискуссии по поводу ограничения присутствия иностранного капитала в банковской сфере не утихают. И их результатом в дальнейшем вполне могут быть определенные законодательные ограничения для инвесторов. К тому же стоит учитывать, что иностранный инвестор, который приобрел активы в Украине, не всегда связан требованиями отечественного законодательства о банковской тайне.

Санационный банк

Одна из последних новел законодательства банковской сферы касается возможности создания санационного банка – нового банка, не являющегося участником Фонда гарантирования вкладов физических лиц, основной задачей которого является защита интересов вкладчиков (кредиторов) банков. Такой банк может быть создан КМУ по представлению НБУ, согласованного с Комитетом ВР по вопросам финансов и банковской деятельности. Такой банк приобретает статус санационного с момента выдачи ему НБУ лицензии санационного банка и осуществляет лишь те операции, которые указаны в этой лицензии. На данный момент ни НБУ, ни другие органы государственной власти не приняли специального акта, который бы определял вопросы учреждения и осуществления деятельности таким банком. Но поскольку это учреждение по сути является финансовым, а точнее банковским, то вероятно предположить, что законодательные требования относительно банковской тайны будут распространяться и на него.

Продажа бизнеса

В качестве возможного способа передачи проблемных активов можно также рассматривать продажу не отдельных проблемных кредитов, а всего пула таких проблемных активов или продажу финансового института в целом. Однако учитывая сложную экономическую ситуацию, сложившуюся как в Украине, так и за ее пределами, проблемы ликвидности финансовых учреждений, возможно предположить, что продажа банка (его части) на данный момент является достаточно дорогостоящим делом. С другой стороны, окончание кризиса – это всегда вопрос времени, а забота о будущем – задача всегда насущная. То, что сегодня может выглядеть достаточно непривлекательным, завтра может приносить существенные доходы.

Выделение

Выделение юридического лица разрешено украинским законодательством и, похоже, является одним из возможных решений указанной проблемы. При выделении часть активов юридического лица переходит к новой компании, в то время как первоначальная компания также продолжает существовать. Банки также могут реорганизовать свой бизнес и провести выделение. Кажется очевидным, что при выделении банки могут пытаться передать плохие активы новой компании, в то время как сам банк улучшит свой баланс и продолжит существование. Давайте рассмотрим более подробно такой вариант:

Согласно Закону о Банках выделение будет одной из форм реорганизации банка и будет возможным только при решении НБУ, временного администратора, а также акционеров банка. Если вести речь о функционирующем банке, в который не введена временная администрация НБУ, то выделение может быть проведено по решению собственников и при условии получения предварительного согласия НБУ и утверждения НБУ плана реорганизации. Необходимо отметить, что НБУ может отказать в согласии, если будет существовать угроза интересам клиентов и кредиторов банка, и если новый банк не будет соответствовать требованиям экономических нормативов, порядку лицензирования или регистрации. При условии утверждения НБУ плана реорганизации и предоставления предварительного согласия, банку предстоит пройти довольно сложную процедуру: принятие решения о выделении; назначение комиссии по выделению; публикация официального сообщения; предоставление права кредиторам требовать прекращения или погашения обязательств; составление и утверждение ликвидационного баланса. Кроме этого, так как банкам разрешено существовать исключительно в форме публичных АО, то будет необходимым координировать все действия с ГКЦБФР. Все процедура может занять от нескольких месяцев до года. Несмотря на то, что выделение часто используется во многих европейских странах, в Украине такая практика пока еще не является привычной.

Вывод

Во время финансового кризиса банки активно ищут пути выхода из проблемной ситуации – резко возросший процент «плохих» кредитов на собственном балансе. Существуют возможности очистить баланс банка от плохих кредитов. Законодательство разрешает несколько путей (форм) для этого. Однако, несмотря на желание банков улучшить свои балансы, интересы клиентов и кредиторов банков, включая банковскую тайну, должны всегда преобладать. Именно поэтому, а также ввиду строгого регулирования банковской тайны вместо продажи или передачи плохих кредитов банки часто предлагают своим клиентам реструктуризацию. Все из этих способов решают проблему для банков в большей или меньшей степени, позволяя им очистить свои балансы и предоставляя возможность для дальнейшего финансирования.

 

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Інна Богатих
    Інна Богатих
    заступник Міністра юстиції України
  • Ганна Самойлюк
    Ганна Самойлюк
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Ольга Шевчук
    Ольга Шевчук
    суддя П'ятого апеляційного адміністративного суду