Женщин в парламенте станет намного больше

11:29, 17 мая 2010
Газета: 36
ВР презентовала новый проект Избирательного кодекса, который создавался под влиянием новомодных...
Женщин в парламенте станет намного больше
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

ВР презентовала новый проект Избирательного кодекса, который создавался под влиянием новомодных европейских тенденций


Созданная в 2008 году рабочая группа по подготовке Избирательного кодекса, наконец, презентовала результат своих трудов. Проект Кодекса получился весомым в полном смысле этого слова – более 600 страниц. Он был официально подан на рассмотрение ВР Украины еще 23 марта 2010 г. народными депутатами Ю.Б. Ключковским, С.Р. Гриневецким, С.П. Подгорным и В.Н. Синченко. Как говорят депутаты, «в Украине существует большое количество нормативно-правовых документов, регулирующих избирательные процессы, но перед каждой избирательной кампанией традиционно меняется избирательное законодательство, порождая ряд проблем». Это и послужило основным поводом для принятия единого кодифицированного законодательного акта по избирательному праву.

Кроме того, еще в 2004 г. международные организации (ОБСЕ и Венецианская Комиссия) рекомендовали Украине разработать Избирательного Кодекса. «Именно тогда, накануне президентских выборов, было наспех принято несколько законодательных актов, которые содержали в себе все вышеперечисленные проблемы», – говорят разработчики Избирательного кодекса. Во избежание повторения ситуации мировая общественность выступила инициатором формирования кодифицированного избирательного акта в Украине и оказала правовую и финансовую поддержку на протяжении всей разработки законодательного документа. Говоря об участии европейских специалистов, Юрий Ключковский отметил: «Наши коллеги очень помогли в работе над проектом. Но больше всего хочется выразить благодарность именно за моральную поддержку на протяжении всего времени нашей работы. Потому что с процессом формирования Избирательного кодекса связано очень много политических проблем и противостояний, а мы хотим уйти от политики, чтобы законодательный акт отвечал интересам всех сил и являлся постоянным руководством в избирательном процессе».

Женщинам – власть, избирателям - ответственность

И все же влияние Европы оказалось более сильным, чем об этом говорят разработчики проекта ИК. Так, европейцев сильно беспокоила проблема гендерного дисбаланса в украинском парламенте, что привело к появлению новой специфической нормы в проекте. Теперь в каждой пятерке из списка политической партии должна присутствовать как минимум одна женщина. Однако максимальное количество слабого пола законопроектом не установлено, поэтому женщины могут рассчитывать на получение большинства в парламенте на совершенно законных основаниях. Специалисты отмечают, что на сегодняшний день в ВР представлено всего 7% женского населения, что является просто катастрофической цифрой по сравнению с западноевропейскими странами.

Также новшеством является введение открытых списков политических партий. По словам экспертов, это должно персонифицировать ответственность народных депутатов Украины, депутатов других уровней и качественно улучшить состав советов. Ведь избиратели будут голосовать не только за партию, но и за конкретного кандидата, который эту партию представляет. За счет открытых избирательных списков планируется устранить предпосылки к распространению «вождизма» в руководстве партий. Ведь партийный активист может стать депутатом благодаря поддержке избирателей в конкретном округе, а не только благодаря приверженности руководства, которое поставит своего человека в «проходную» часть избирательного списка. Это положение закрепляет принцип ответственности депутата перед избирателями. Помимо этого, введение открытых избирательных списков, внедрение принципа состязательности между кандидатами от одной партии открывает новые возможности для успешной борьбы с политической коррупцией и уменьшает влияние бизнес-структур на партии.

В 2010 г. «Протывсих» был последний раз?

Кроме этого, в бюллетене для голосования планируется исключить пункт «Против всех», эксперты посчитали его не соответствующим принципам демократии и не влияющим на исход выборов. Так что на последующих выборах гражданам, скорее всего, придется отдавать голос за кандидата, даже если они его не поддерживают, как говорится, выбирать из всех зол меньшее.

Реформирован и институт сбора подписей в поддержку кандидатов на выборы. Примером послужило законодательство Франции, опыт которой переняли разработчики Кодекса. Отменена необходимость сбора подписей избирателей в поддержку кандидата на пост Президента Украины, поскольку практика применения этой нормы показала, что осуществить реальную проверку достоверности таких подписей при условии временного цейтнота ЦИК не в состоянии. Таким образом, кандидаты могут выдвигаться партиями путем голосования на партийном съезде большинством голосов, достоверность которого гораздо легче проверить впоследствии.

Президента будут избирать по-старому

Что же касается избирательной системы, предложенной в проекте ИК, то она планируется для каждого типа выборов особенная. В проекте Кодекса различается несколько видов выборов, для которых предложены соответствующие избирательные системы.

1. Выборы Президента Украины. Здесь дела обстоят наиболее просто, потому что никто не сомневается в удобстве существующей системы: избрание кандидата абсолютным большинством по одномандатному округу с применением двухтуровой системы. Ее и оставили в проекте.

2. Выборы народных депутатов. Этот вопрос наиболее спорный, т.к. у каждой политической силы есть свои представления о том, как должны проходить выборы в ВР, и часто эти представления противоположны. «У нас нет ясности, какие избирательные системы хотят видеть политические силы. Естественно, издание проекта ИК не могло быть без закрепления определенных избирательных систем. Мы включили в Кодекс наиболее оптимальные. Но мы готовы к изменениям и дискуссиям, чтобы конечный проект устраивал все политические силы», - говорят авторы Кодекса.

В существующем проекте ИК при выборах народных депутатов Украину планируется разделить на 30 избирательных округов. Как известно, в нашей стране существуют 26 административно-территориальных единиц, которые во время выборов выступают в качестве избирательных округов, плюс к ним планируется разделить на 2 округа самые большие из них – это Киев, Донецк и Днепропетровск. Выборы в ВР планируется проводить по пропорциональной системе в многомандатном общегосударственном избирательном округе. Согласно проекту, избирательные списки формируются партиями путем закрепления за каждым территориальным избирательным округом от одного до трех кандидатов в народные депутаты (кроме заграничного избирательного округа) и включения в избирательный список пятерых кандидатов в народные депутаты от партии (блока), которые возглавляют избирательный список и за территориальными избирательными округами не закрепляются.

3. Выборы в органы местного самоуправления. Планируется проводить по пропорциональной системе в многомандатном округе в пределах соответствующей административно-территориальной единицы путем голосования по открытым избирательным спискам кандидатов в депутаты (от местных организаций партий). На выборах в городской, районный в городе и районный в области совет избирательный список возглавляет один кандидат в депутаты. На выборах в ВР АРК и областной совет, городские советы городов Киева и Севастополя избирательный список возглавляют три кандидата в депутаты. Выборы депутатов сельских, поселковых советов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, на которые делится вся территория соответственно села (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в сельскую общину), поселка. Выборы сельских, поселковых, городских глав проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства в едином одномандатном округе, границы которого совпадают с границами села (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в сельскую общину), поселка, города согласно существующему административно-территориальному устройству.

Эксперты ожидают горячих дискуссий по многим нормативам Кодекса, но особенная полемика ожидается именно касательно выбора определенных избирательных систем. Поэтому проектом предусмотрено три этапа чтений в ВР. В первом чтении депутаты рассмотрят законопроект и выскажут свои рекомендации к его изменению. Следующий этап – повторное первое чтение, которое планируется провести через 1-2 месяца, и последнее – второе чтение – примерно через полгода. В любом случае, разработчики Кодекса полны оптимизма и надеются на его законодательное утверждение до проведения выборов в местное самоуправление, когда бы они не состоялись.

Алена Михайленко, «Судебно-юридическая газета»

 

Комментарий


Советник по вопросам выборов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Лусине Бадалян:

– Я лично неоднократно наблюдала за ходом выборов в Украине. Мы приглашали своих официальных наблюдателей на президентские и парламентские выборы, которые проходили в прошлом. После наших наблюдений мы неоднократно рекомендовали Украине принять Избирательный кодекс, и вот его разработка завершена.

В ИК мы отмечаем ряд позитивных изменений для Украины. Однако в отношении некоторых аспектов мы наблюдаем шаг назад. Так, юридическая база, обеспечивающая проведение выборов, должна быть принята задолго до самих выборов, чего мы сейчас, к сожалению, не видим. Кроме того, мы считаем необходимым предусмотреть более детальный механизм обжалования действий членов избирательных комиссий. Истец не должен сам выбирать, куда ему подать жалобу, это должно быть предусмотрено законом. А избирательная комиссии не должна иметь права отказывать в рассмотрении жалобы по техническим основаниям.

Кроме того, определенная проблема существует с освещением выборов в средствах массовой информации. Существующая система предполагает, что депутат платит за политическую рекламу, что подрывает саму независимость деятельности СМИ. Мы считаем необходимым, чтобы СМИ давали независимую точку зрения о кандидатах и выборах в целом. Что касается административного ресурса, то мы неоднократно наблюдали злоупотребления в этой сфере, поэтому следует предусмотреть определенную меру ответственности за такие действия.


Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Telegram канал Sud.ua
Как остановить безосновательное давление на бизнес, выполняет ли свою роль прокуратура и эффективен ли институт следственных судей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Роман Кисіль
    Роман Кисіль
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду
  • Лев Кишакевич
    Лев Кишакевич
    голова Етичної Ради, суддя Великої Палати Верховного Суду
  • Юрій Луганський
    Юрій Луганський
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді