300 судей ? уволить! Реформа на новый лад: ВСЮ будет увольнять, судей ? отправят в школу, а Верховный Суд ? лишат полномочий

10:56, 31 мая 2010
Газета: 38
На этой неделе станет понятно, каким будет будущее наших судей. Долгий и мучительный процесс...
300 судей ? уволить! Реформа на новый лад: ВСЮ будет увольнять, судей ? отправят в школу, а Верховный Суд ? лишат полномочий
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

На этой неделе станет понятно, каким будет будущее наших судей. Долгий и мучительный процесс реформирования отечественной Фемиды еще не завершен, однако уже видны очертания грядущих преобразований.

Во-первых, начинается серьезная борьба с коррупцией в судах. На данный момент речь идет о 300 служителях Фемиды, которые подлежат увольнению в ближайшее время. При этом многие увольнения обещают быть громкими и скандальными.

Во-вторых, завершена работа по разработке нового закона о судоустройстве. Безусловно, глобальных новшеств ожидать не приходится – для этого необходимо было бы вносить изменения в Конституцию. Однако судьи, в свете последних событий настороженно относятся к любым законодательным инициативам. И нельзя сказать, что их опасения беспочвенны. Из собственных источников «Судебно-юридической газете» стало известно, что изменения в структуре судоустройства будут существенными.

Не так давно – 19 мая – состоялось очередное заседание Рабочей группы по вопросам судебной реформы. Отметим, что по его результатам никаких решений принято не было – членам группы не раздавали никаких готовых вариантов документов, несмотря на то, что концепция судебно-правовой реформы и законопроект о судоустройстве и статусе судей ожидается уже давно. Однако, по словам участников Группы, в частности, Дмитрия Притыки, сам законопроект уже готов. Он должен был быть представлен 28 мая на итоговом совещании членов группы при участии Виктора Януковича, но оно не состоялось в связи с занятостью Президента. Следующая дата – сегодня, 31 мая. Как отметил глава Администрации Президента Сергей Левочкин, говоря о планах г-на Януковича на текущую неделю, Президент практически завершил работу «над законопроектами относительно судебной реформы и другими законопроектами, требующими общего голосования».

Как мы уже писали, по словам заместителя министра юстиции Юрия Притыки, внесение этого проекта Закона в парламент запланировано осуществить до парламентских каникул. Однако нельзя не заметить тенденцию по принятию отдельных нормативных актов, как, например, Закон «О внесении некоторых изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно недопущения злоупотребления правом на обжалование» (? 2181-VI), с помощью которого был значительно усилен механизм по привлечению судей к ответственности. Чем была обусловлена такая оперативность? По словам председателя Высшего совета юстиции Владимира Колесниченко, «мы не могли ждать, когда будут внесены изменения, которые сделают невозможными нарушения в системе правосудия». По его же словам, Президент Украины одобрил внедрение такого механизма еще 30 марта, собрав членов ВСЮ.

В целом о характере фундамента, на который водрузят судебную реформу, уже можно догадываться. Жизнь судей усложнится как на этапе отбора кандидатов, так и во время осуществления их деятельности. Отсев будет производиться путем конкурса в четыре этапа: объявление о вакансии ВККС, проверка кандидата, аттестация – экзамен, который будет давать право на обучение в Национальной школе судей Украины, подобный вуз уже действует в институте прокуратуры (отметим, что о создании такой школы на базе Академии судей Украины речь не идет).

Статус Высшей квалификационной комиссии судей предлагается усилить. Она больше не будет работать на общественных основаниях. Способ ее формирования не изменится, однако произойдут изменения в структуре аппарата. При ней будет создана служба судебных инспекторов с функцией анализа жалоб на действия судей и привлечение их к дисциплинарной ответственности. Территориальные же квалифкомиссии будут расформированы.

Прохождение спецподготовки в школе и успешная сдача экзамена еще не гарантирует статус судьи – можно лишь претендовать на него. Цель – в первую очередь, ликвидация «судейских династий». Кроме того, согласно запланированным изменениям, судьям не стоит ждать от государства наград за свою деятельность.

Возродилась и идея г-на Лавриновича о создании «единых судов» (районные, межрайонные, городские районные и окружные). Отметим, что она вызвала горячую дискуссию, особенно со стороны представителей хозсудов. Возможно, в связи с этим ее несколько трансформировали — «единые» будут заниматься рассмотрением уголовных, гражданских и административных дел (о хозяйственной юрисдикции не упоминается) по первой инстанции, категория которых определяется процессуальным законом.

Упор в реформе делается на ограничение возможностей обжаловать решение: основное звено — суд первой инстанции

Как уже не раз упоминалось, будет создан еще один высший суд – по рассмотрению уголовных и гражданских дел. Возможно, на базе коллегий ВСУ. Таким образом, Верховный Суд превратиться в Высший кассационный суд по уголовным и гражданским делам. Еще одной из его функций будет обеспечение единства судебной практики, если в аналогичных делах в разных юрисдикциях или в пределах одного суда принимаются противоречивые решения.

Другой наболевший вопрос – назначение судей на админдолжности. Его передадут в компетенцию Высшего совета юстиции – назначение будет осуществляться Советом по представлению совета судей соответствующих судов. Скорее всего, будет учтено требование заключения Венецианской комиссии о том, что в составе ВСЮ большинство должны составлять судьи.

Еще одна новация для ускорения процессов в судебной системе — документы о назначении или снятии судьи будут приходить в секретариат парламента без рассмотрения в комитетах или комиссиях. И сразу же ставиться на голосование.

Отметим, что с такими предложениями согласны далеко не все участники группы. Удастся ли избежать дальнейшей горячей дискуссии по данным изменениям, придти к общей точке зрения (или принять ее) и успеть в срок подать законопроект, очевидно, покажет текущая неделя.


Наталья Мамченко,

«Судебно-юридическая газета»



Комментарии

Министр юстиции Александр Лавринович:

 Мы попытаемся минимальными изменениями в институт судоустройства добиться доступности правосудия для граждан, разумных сроков ведения судебных дел и уверенности в судебных вердиктах. Есть также предложение, чтобы суды общей юрисдикции — районные, межрайонные, городские районные и окружные — и далее исполняли функции первой инстанции с небольшим отличием. Оно заключается в том, что упомянутые суды будут рассматривать уголовные, гражданские и административные дела, категория которых определяется процессуальным законом. Это облегчит порядок обращения граждан в эти суды. Им не придется обязательно ездить в областной центр.

 

Лидер оппозиции Юлия Тимошенко:

– Принят целый ряд законов, которые делают систему правосудия на 100 % зависимой от президентской вертикали. В результате этой реформы они хотят получить управляемую, подчиненную систему судов. Высший совет юстиции, который на 2/3 состоит из президентских людей, сегодня уже наделен правом увольнять любого судью прямо на счет раз-два-три. В таком случае назначаться на административные должности будут полностью марионетки, люди, которые зависят от взгляда Президента страны, и о надлежащем правосудии уже говорить не приходится.

 

Политолог Кость Бондаренко:

– Ситуация в украинском судопроизводстве сложилась таким образом, что иногда доходило до абсурда. Многие вопросы, касающиеся общегосударственной политики, политики на уровне Президента, ВР, могли быть опротестованы через любой районный суд. Сегодня ситуация изменилась, поскольку принят новый закон, регулирующий отношения внутри судебной ветви власти. Фактически, мы столкнулись с первым шагом на пути к целенаправленной и системной реформе судебной власти. Поэтому я думаю, что закон своевременный. Он абсолютно в духе того тезиса, который в последнее время высказывается: демократия – это, в первую очередь, порядок.

 

Председатель Комитета ВР по вопросам правосудия Сергей Кивалов:

– Принятие подобных законов – это первоочередные меры, необходимые для того, чтобы в ближайшее время работа украинских судов заметно улучшилась. Можно предвидеть, что наши оппоненты вновь прибегнут к обструкции, настаивая на «глубоком», «всестороннем» и т.д. обсуждении положений реформы. Но ведь такое обсуждение велось на различных уровнях уже несколько лет. Исписаны горы бумаги, выданы многочисленные рекомендации. К сожалению, в Украине давно образовался «кружок» из руководителей судебной системы, связывающий свое личное будущее и благополучие с ныне действующим законодательством – устаревшим, изобилующим пробелами и часто способствующим коррупции.


Народный депутат Украины Юрий Кармазин:

– Такая система, когда человека предупредили, а на второй раз, не разбираясь в причинах, уволили, непозволительна. Закон о недопущении злоупотребления правом на обжалование был принят с грубыми нарушениями, в частности, ст. 116 Регламента. Он превращает судей в марионеток. Планируется уволить 300 судей. И это докладывалось непосредственно на высшем уровне Президенту. На данный момент мы вместе с Еленой Шустик дорабатываем представление относительно конституционности вышеупомянутого закона, которое в скором времени будет направлено в КСУ. Я общался с Андреем Портновым по поводу того, что, как мне стало известно из надежных источников, в Донецкой области сейчас готовят «ручных» судей, которых потом внедрят в суды Киева и городов Западной Украины - он попытался заверить меня в обратном.

Я за то, чтобы аппарат Верховного Суда был сокращен. Обвинять меня в том, что я заангажирован ВСУ, нельзя. Но в каждом органе, в частности, во ВСЮ должен быть представлен кто-либо от оппозиции.


Судья Верховного Суда Украины Василий Гуменюк:

– В мире есть разные тенденции: например, в Голландии, Франции, Румынии существуют специальные школы, где преподаются основы судейской профессии. Мы сейчас должны говорить о том, чтобы вынести систему подготовки судей с системы высшего образования с целью предупреждения давления со стороны исполнительной и законодательной власти. Безусловно, стоит научить судей писать решения, выходить из стрессового состояния, и подготовить их так, чтобы они каждый день могли принимать десятки решений. Заменит ли школа ВККС – зависит от того, какую концепцию прохождения квалификационного роста изберут. В случае, если судьи, которые проработали 15-20 лет массово заполнят заявления и уйдут – где мы возьмем квалифицированные кадры? А в принципе, в Законе может быть записано все, что угодно. Как сказал один русский ученый: «Любая глупость, возведенная в Закон, является мудростью законодателя».


Председатель Высшей квалификационной комиссии судей Виталий Бойко:

– Предложения о необходимости реформирования работы ВККС звучали от многих участников Рабочей группы, в том числе и от меня: по расширению ее полномочий, и о том, чтобы она работала на постоянной основе, у нее были широкие возможности по проверке профессиональной подготовки кадров. Та ситуация, которая на сегодня сложилась (при работе ВККС на общественных началах), создает большие проблемы, даже с точки зрения организации – наличия кворума. Есть необходимость в наличии при ВККС штата работников, которые бы проводили проверку сигналов относительно нарушения судьями присяги. Возможно, членов ВККС станет меньше – например, 11. Большая ее часть должна состоять из судей. Все это, очевидно, должно быть в окончательном варианте проекта закона о судоустройстве.

Реформирования Академии судей в Национальную школу судей – тоже одно из моих предложений. Дело даже не в названии – «Академия» не полностью отвечает целям данного вуза. Кроме профессиональной подготовки, которую будет осуществлять школа, планируется, что раз в 3-5 лет профессиональный судья должен будет пройти обучение для повышения квалификации.



Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олександр Завітневич
    Олександр Завітневич
    голова Комітету Верховної Ради України з питань національної безпеки, оборони та розвідки