Новый образ регионов. О необходимости принятия новых законов, меняющих статус АР Крым и столицы Украины

10:16, 5 июля 2010
Газета: 43
1 июля 2010
Новый образ регионов. О необходимости принятия новых законов, меняющих статус АР Крым и столицы Украины
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

1 июля 2010 г. ВР приняла за основу закон о выборах депутатов местных органов власти, которым устанавливаются новые правила игры при формировании региональных властных структур. Наиболее одиозными нормами закона называют запрет на самовыдвижение претендентов на должность мэров и обязательный годичный срок регистрации политической силы на местном уровне. Это позволит существенно утвердить вертикаль власти. Однако проведение выборов (31 октября 2010 г.) по новым правилам еще не означает, что власть на местах останется прежней. Вполне вероятно, что в скором времени может измениться не только процесс избрания власти на местах, но и сама ее суть.

Регионы могут получить новые приоритеты развития, статусное положение во внутренней геополитике страны и даже полномочия руководящих органов. В частности, относительно Автономной Республики Крым уже неоднократно выдвигались предложения о предоставлении этому региону статуса особой экономической зоны. Рано или поздно, но русский язык в Крыму получит приоритетное развитие.

Киев тоже является лакомым кусочком для преобразований. В столице всерьез планируют разделить полномочия мэра Киева и главы КГГА. По крайней мере, соответствующие нормы уже планировались к принятию в названном выше законе, однако в последний момент были извлечены, и будут голосоваться в качестве изменений к ЗУ «О столице Украины — городе-герое Киеве». Об этом уже заявил народный депутат Владислав Лукьянов. Насколько такие изменения нужны, разбиралась «Судебно-юридическая газета»


Киев: разделяй и властвуй

Похоже, киевляне теперь будут жить по-новому – реформы Отечества добрались и до столицы. Отрабатывая народное доверие и зарплату, парламентарии решили пересмотреть статус столицы в аспекте административного центра Киевской области и админцентра Киево-Святошинского района. Так, 29 июня 2010 года в Раде зарегистрирован законопроект ? 6594 «О внесении изменений в административное управление Киевской области». Авторы законопроекта предлагает создать в Киевской области город Ирпень за счет объединения и в границах существующих городов Буча, Ирпень с поселками городского типа Ворзель, Гостомель и Коцюбинское и наделить его (Ирпень) статусом административного центра Киевской области. Это, дорогие читатели, еще не все – городу Вишневое предлагается занять почетную «должность» административного центра Киево-Святошинского района!

Как известно, согласно действующему законодательству, которое сложилось со времен УССР, столица Украины г. Киев одновременно имеет статус админцентра Киевской области и центра Киево-Святошинского района. Такая ситуация, по мнению депутатов, создает правовые и организационные сложности в функционировании соответствующих органов управления, влечет лишние экономические затраты как государственных и коммунальных учреждений, организаций, так и жителей Киевской области, которые вынуждены разыскивать необходимые учреждения по всей территории города Киева, создает дополнительную транспортную нагрузку. Уместно будет заметить, что согласно ст. 142 Конституции Украины, органы местного самоуправления (районные и областные советы) могут объединять на договорных началах объекты коммунальной собственности, а также средства бюджетов для исполнения совместных проектов или для совместного финансирования (содержания) коммунальных предприятий, организаций и учреждений, создавать для этого соответствующие органы и службы. Так что же мешает во имя спасения благополучия жителей Бучи, Ирпеня, Ворзеля, Гостомеля и Коцюбинского воспользоваться нормой Основного закона страны, не изменяя статуса админцентра?

Теперь о законопроекте ? 6601 от 29.06.2010 г. «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских глав». Автором законодательной инициативы А. Ефремовым вносятся изменения в ЗУ «О статусе депутатов местных советов», «О ВР Автономной Республики Крым», «О Центральной избирательной комиссии», КАСУ и ЗУ «О столице Украины – город-герой Киев». Готовится к принятию во втором чтении изменение ст. 6 Закона о столице, регламентирующей осуществление местного самоуправления и исполнительной власти в г. Киеве. Эта норма теперь (возможно) будет предусматривать осуществление местного самоуправления с учетом особенностей, предусмотренных самим законом. В эту же статью вносится часть вторая, определяющая, что исполнительная власть в Киеве осуществляется Киевской городской государственной администрацией, районными в Киеве госадминистрациями. Часть третья будет предусматривать, что Киевская городская рада имеет собственный исполнительный орган, созданный на базе КГГА, которая, в свою очередь, является единым в организационном отношении органом, исполняющим функции исполнительного органа Киевского горсовета и параллельно функций местного органа исполнительной власти. Самое интересное, что этим же проектом предлагается ввести отдельную от мэра города должность главы КГГА, который назначается на должность и увольняется с должности Президентом Украины. Должность же главы горсовета остается выборной. Иными словами – в Киеве, возможно, появятся два мэра (один по линии исполнительной власти, второй – от самоуправления). В любом случае, ясно одно – если изменения будут приняты, найти виноватого в городе будет вообще невозможно, не говоря уже о том, кого привлечь к ответственности за снижение уровня жизни киевлян.

Пока неизвестно, что принесет Киеву наличие двух мэров, радует одно – 1 июля 2010 автор законопроекта сообщил, что изменения закона о столице до второго чтения не дойдут в рамках предложенного документа. По словам М. Ефремова, «мы провели дискуссии относительно этой нормы и остановились на том, что эта норма может быть изъята из проекта закона и будет включена в проект закона о городе Киев».


Крымская жемчужина

Автономная Республика Крым неизменно подталкивала власть имущих к каким-либо изменениям, реформам и развитию полуострова. Но на сегодняшний день ситуация, когда, обладая огромным запасом курортно-промышленного потенциала, украинские чиновники продолжают «убивать» Крым неумным администрированием, дошла уже до абсурда. Никому, наверное, до конца не понятны причины такого управления, но факт, что Крым не используется и на 10 % от своего потенциала. Однако теперь госслужащие всех рангов имеют чудесную возможность подготовить во время летнего отпуска свои рацпредложения по развитию АРК, чтобы представить на суд Президента Украины специальный закон. Дело в том, что на заседании Кабмина в конце июня глава государства Виктор Янукович был разгневан безграмотным менеджментом по АРК настолько, что напрямую высказал чиновникам свою досаду. «В Украине есть жемчужина – Крым. Почему же мы так относимся к этой жемчужине? Нужно развивать этот регион, а то он самостоятельно не в состоянии ничего сделать. А если это все будет продолжаться так, как сейчас, я вам скажу, что стыдно будет туда ездить», — воззвал Президент к совести растроганных госслужащих.

На рекомендациях административным менеджерам проводить отпуска в Крыму г-н Янукович не остановился. Раз уж поднимать полуостров, так по полной программе! А программу он поручил разработать всем депутатам и министрам сообща: «Предлагаю создать специальный закон и программу по развитию Крыма», — сказал Янукович Литвину и Азарову, видимо, потому, что Совету министров Крыма было уже пару лет назад поручено разработать программу специального экономического развития Крымского региона, но воз и ныне там. Кстати новоиспеченный председатель Совета министров полуострова Василий Джарты полностью солидарен с руководством страны: «Поверьте мне, если сегодня государство не повернется лицом к Крыму (в том числе я и себя имею в виду, как одного из участников управленческого процесса), то Крым как жемчужина Украины в своей ракушке закроется, и мы никогда уже ее не откроем».

Итак, вопрос развития Крыма стал ребром. Пока Президент журил чиновников за отсутствие должного внимания к курортной отрасли полуострова, известный украинский бизнесмен Ринат Ахметов занялся развитием промышленного направления АРК. А точнее – разработкой Прикерченского черноморского шельфа. Компания Vanco Prykerchenska Ltd., подконтрольная Ахметову, наконец решила свои двухлетние споры с Кабмином о праве на разработку шельфа и в скором времени планирует приступить к работам, что выглядит неоднозначно на фоне договора о ЧФ и российских инвестициях в полуостров. Но от прогнозов лучше воздержаться.

Изменить статус Крыма можно, приняв соответствующий закон о признании полуострова особой экономической зоной. Это поможет привлечь иностранных инвесторов. «Наша команда сегодня занимается подготовкой законопроекта, который даст возможность перейти от слов к делу. Это проект закона об особом порядке инвестиционной деятельности на территории АРК и Севастополя, — поделился Джарты. — На наш взгляд, было бы целесообразно законом о порядке инвестиционной деятельности в Крыму предоставить налоговые каникулы для инвесторов, к примеру, на пять лет – по налогу на прибыль, по НДС на ввоз оборудования, которое является частью инвестпроекта, по земельному налогу. Кроме этого, на уровне Крыма предоставить инвестору упрощенный режим прохождения административных процедур – «единое окно» для регистрации, согласования и т.п. Со своей стороны, государство должно гарантировать стабильность порядка осуществления инвестдеятельности, сохранение имущественных и неимущественных прав инвесторов и компенсацию затрат и убытков по проекту в случае изменения или отмены закона. Естественно, закон должен установить планку объема инвестиций, ниже которой инвестор не может претендовать на получение таких льгот».

Получится ли принять такой закон, в правительстве Украины пока не уточняют. Речь «регионалов» главным образом сосредоточена на предоставлении АРК особого статуса, развитии в нем русского языка и базировании флота иностранного государства. Каким образом все эти нововведения соотносятся с желанием сделать Крым жемчужиной Украины, пока не ясно. Ну да поживем – увидим.

 

                                                                            Юлия Габдуллина

                                                                             Алена Михайленко

«Судебно-юридическая газета»


Комментарии

Нужны ли новые законы по АР Крым и Киеву?

 

Народный депутат Владислав Лукьянов (ПР):

– Я думаю, что было бы неплохо, если бы Крым как территория с особым статусом, территория, которая действительно нуждается в развитии энергетической, культурной, туристической инфраструктуры и инвестициях, имел бы особый экономический статус. Если выписать это в одну программу и довести до такого уровня, чтобы это могло стать в рамки закона, прописав там элементы развития инфраструктуры, оформить все это экономически и юридически правильно, то, безусловно, это было бы серьезным стимулом для привлечения инвестиций.

 

Народный депутат Ольга Боднар (БЮТ):

– Нет, не нужны. Есть Конституция Крыма, есть Конституция Украины, которая предусматривает специальный статус Крыма, этого вполне достаточно. Еще у нас предусматривается специальный закон для Киева и Севастополя как городов со специальным статусом. Все остальное есть в границах законодательства, ведь Украина является унитарным государством, и нет смысла писать отдельные законы на разные регионы. Если будем писать закон по Крыму, то тогда подготовим законы по Винницкой или Донецкой области.


Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде