«Воспитание» родителей

15:45, 5 ноября 2012
Газета: 43 (161)
Похоже, наши народные избранники по-своему переосмыслили роман Тургенева «Отцы и дети» и от конфликта поколений предлагают перейти к штрафным санкциям
«Воспитание» родителей
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Похоже, наши народные избранники по-своему переосмыслили роман Тургенева «Отцы и дети» и от конфликта поколений предлагают перейти к штрафным санкциям. Такой вывод напрашивается после принятия в первом чтении законопроекта №9547 «О внесении изменения в ст. 184 Кодекса Украины об административных правонарушениях (относительно усиления ответственности за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей)».

Ужесточение штрафами

Согласно действующему законодательству, родителей могут оштрафовать за те или иные «заслуги»: за уклонение от родительского долга – на сумму от 1 до 4 необлагаемых минимумов доходов граждан (17–34 грн), за совершение несовершеннолетними админнарушений – на 3–5 НМДГ (51–85 грн), за совершение несовершеннолетними уголовного преступления – на 10–20 НМДГ (170–340 грн). Однако в новой редакции ст. 184 КУоАП штрафы за такие деяния возрастают в несколько раз: за уклонение от родительского долга – до 5–15 НМДГ (85–255 грн), за совершение несовершеннолетними админнарушения – до 15–20 (255–340 грн), за совершение несовершеннолетними уголовного преступления – до 20–30 (340–510 грн). Кроме того, вместо штрафных санкций предусмотрено еще и наказание в виде общественных работ на срок от 20 до 60 часов.

О необходимости усиления таких наказаний говорится в пояснительной записке: «Актуальность внесения изменений в ст. 184 Кодекса Украины об админправонарушениях обусловлена тем, что незначительные размеры штрафов, предусмотренные в настоящей статье, не выполняют функции перевоспитания правонарушителя и предупреждения новых правонарушений, которые заложены в основу административной ответственности. При таких условиях в полной мере не реализуются определенные ст. 1 КУоАП задачи, заключающиеся в охране прав и свобод граждан, собственности, конституционного строя Украины, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного правопорядка, укреплении законности, предотвращении правонарушений, воспитании граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции и законов Украины, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, к правилам общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом».

Дальше – больше: согласно пояснительной записке, принятие законопроекта «будет способствовать предотвращению совершения новых правонарушений и повышению уровня правовой культуры граждан». На чем основан подобный вывод, непонятно. В указанной записке нет статистических данных (например, о количестве таких правонарушений) или любых других фактов, которые указывали бы на целесообразность и необходимость предлагаемых законодательных новелл.

При этом возникает еще один существенный вопрос: а стоит ли вообще наказывать родителей за поступки детей, если под самым понятием «несовершеннолетние» в ст. 184 КУоАП (как в действующей, так и новой редакции) подразумевают не малышей, а юношей и девушек в возрасте от 14 до 16 лет? Ведь речь идет о возрасте, при достижении которого виновника, согласно ч. 2 ст. 22 УК, могут привлечь к уголовной ответственности лично.

«Вернуть на доработку»

В течение последних лет в Верховную Раду вносили целый ряд проектов с изменениями в ст. 184 КУАП (например, законопроекты №7390 от 19.11.2010 и №8170 от 1.03.2011), однако ни один из них так и не получил необходимой поддержки народных избранников. Новый проект №9547 фактически повторяет недостатки своих «собратьев»: законодательные изменения по-прежнему сводятся к усилению наказаний, причем без надлежащего обоснования. К чему это приведет? Быть может, эти «ноу-хау» лучше вообще отменить? Ведь они противоречат не только требованиям Основного Закона, но и здравому смыслу.

Об этом свидетельствует анализ, проведенный Главным научно-экспертным управлением (ГНЭУ) Верховной Рады: «Частью второй статьи 61 Конституции Украины предусмотрено, что ответственность лица имеет индивидуальный характер. Совершенно очевидно, что речь идет об ответственности лица, совершившего правонарушение. В действующей статье 184 КУоАП это предписание фактически нарушается путем установления административной ответственности родителей в случае совершения (фактически – за совершение) их несовершеннолетними детьми административных правонарушений или преступлений, если они не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Кроме того, противоправное действие (бездействие) может рассматриваться как административный проступок лишь в том случае, если имеет место наличие всех признаков состава этого правонарушения, а именно – объективной и субъективной стороны, объекта и субъекта. Фактически же как в действующей редакции, так и в редакции законопроекта в этой статье имеет место подмена субъекта правонарушения, когда правонарушение совершает один человек, а ответственность за это несет другой, что нельзя признать правильным».

По мнению ГНЭУ, «законопроект целесообразно вернуть субъекту права законодательной инициативы на доработку». Несмотря на это, указанный документ уже готовят ко второму чтению. И вполне возможно, что скоро его примут полностью. В данном случае парламентарии не только вступают в спор с Конституцией, но и «наступают на горло» своей законотворческой «песне». Почему? Ответ очевиден: установив нижний порог уголовной ответственности (14 лет) за тяжкие преступления, Верховная Рада тем самым подтвердила общеизвестные данные о том, что в таком возрасте человек вполне способен оценивать фактическую сторону своих поступков, имеет определенный уровень социального сознания, а следовательно, способен осознавать правовые запреты и последствия их нарушения.

Предположим, что отца или мать оштрафовали на 500 грн за деяния 15-летнего лоботряса, которому захотелось сорвать урок или разбить окно в школе. А дальше? Всегда ли такие методы наказания приведут к положительным выводам и желаемым результатам? Вопрос, как говорится, риторический.

Откройте, юстиция! Ювенальная ...

Наверное, не нужно быть сильным психологом, чтобы понять очевидную вещь: наказание родителей за действия 14–16-летних сорванцов непременно приведет к обострению конфликтов между взрослыми и детьми. И что дальше? К сожалению, законодательные новеллы посягают на самое ценное – на институт семьи. Поэтому возникает еще один вопрос: кто же будет выступать в роли своеобразного судьи, разбирать родительско-детские конфликты и проблемы? Ответ со стороны государства общеизвестен: нужно вводить институт ювенальной юстиции, т. е. создавать систему правосудия для детей (на манер западных аналогов).

На первый взгляд, идея вроде бы неплохая, ведь речь идет о социальной и правовой защите детей разных категорий населения. Если, скажем, дело касается сирот, выходцев из неблагополучных семей, пострадавших от жестокого обращения родителей, или тех, чьи папа и мама лишены родительских прав, это действительно проблема №1. Сейчас «проблемными детьми» занимаются не только правоохранители, но и другие государственные структуры – Министерство по делам семьи, Минобразования, Минюст и Госдепартамент по исполнению наказаний (последнему «достается» больше всех). Учитывая, что большое количество детей «воспитывают» улица или колония, можно со всей уверенностью сказать: указанные государственные «няньки» претендуют на звание «почетного железнодорожника» – «переводят стрелки» друг на друга. Где гарантия, что очередная (ювенальная) госструктура будет работать лучше?

Само понятие «ювенальная юстиция» своими корнями уходит в римскую доктрину государства-отца, который является высшим опекуном ребенка. Сейчас «ювенальники» есть во многих странах мира. А каждой из них они создавались по-разному, однако последствия их решений одинаково драматичны. Об этом свидетельствует печальный опыт Европы. Например, в благополучной Франции более миллиона (!) детей уже находятся в приютах и приемных семьях. Несколько лет назад французов шокировал доклад генерального инспектора по социальным делам Пьера Навесы: «Колоссальное количество детей отнято у родителей и помещено в приюты и в приемные семьи... Работники социальных служб часто отнимали детей по анонимным телефонным звонкам под предлогом, что та или иная семья в опасности».

В числе пострадавших оказалась и одна из известных российских певиц: ее 3-летнюю дочь «благодаря» бывшему мужу-французу насильно отдали в приют (не помогло даже обращение Святейшего Патриарха к французскому президенту и кардиналу). Усиление контроля за семьями «достигло цели» и в Германии: по сообщениям СМИ, ежегодно у родителей отбирают свыше 20 тыс. детей, ссылаясь на «недостатки ухода», и общее количество кандидатов в сироты уже приближается к полумиллиону. Так зачем же Украине копировать чужие ошибки?

ИНФОСПРАВКА

Авторы законопроекта №9547 предлагают изложить в новой редакции ст. 184 КУоАП. Вводятся штрафы:

  • за уклонение от исполнения родительского долга – от 5 до 15 НМДГ (85–255 грн),
  • за совершение несовершеннолетними админнарушения – от 15 до 20 НМДГ (255–340 грн),
  • за совершение несовершеннолетними уголовного преступления – от 20 до 30 НМДГ (340–510 грн).

Также вместо штрафных санкций предусмотрено наказание в виде общественных работ на срок от 20 до 60 часов.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Дмитро Луспеник
    Дмитро Луспеник
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді, секретар Пленуму Верховного Суду
  • Олег Кравців
    Олег Кравців
    суддя Львівського окружного адміністративного суду
  • Любов Калініченко
    Любов Калініченко
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Тетяна Гребенюк
    Тетяна Гребенюк
    член Ради суддів України, суддя Господарського суду Харківської області
  • Олена Істоміна
    Олена Істоміна
    суддя Східного апеляційного господарського суду