Пути становления и развития высшего административного суда Украины
XVI–XVII вв. Образование в Российской империи, в состав которой входила в то время и Украина, Челобитного приказа – важнейшего правительственного учреждения в системе государственного управления, на которое было возложено исполнение судебных функций в сфере публично-правовых отношений. В дальнейшем функции высшего административного суда в государстве выполнял Сенат (Правительственный Сенат при Временном правительстве России).
XVII–XVIII вв. В период Гетманата в Украине планировалось создание Высшего Суда по делам судебным и административным, а во время существования Директории – Высшего Административного Суда.
XX в. Во времена СССР рассмотрение отдельных дел, вытекающих из административно-правовых отношений, осуществлялось по правилам Гражданского процессуального кодекса УССР, хотя и были определенные попытки создания высшего административного суда – например, Институтом советского права в 1923 г. был разработан проект положения о Верховном административном суде.
28 апреля 1992 г., после провозглашения Украиной независимости, постановлением Верховной Рады Украины №2296-XII была утверждена Концепция судебно-правовой реформы в Украине, в которой законодательно определены задачи по внедрению современного административного судопроизводства. Однако эта Концепция в течение определенного времени не была реализована. Развитие института защиты прав и интересов физических и юридических лиц в сфере публично-правовых отношений происходило исключительно в аспекте гражданского и хозяйственного судопроизводства, что приводило к существенному снижению возможностей такой защиты в связи с особенностями этих форм судопроизводства.
28 июня 1996 г. была принята Конституция Украины, в которой определялись конституционные принципы внедрения в Украине административного судопроизводства, создание Высшего административного суда Украины, других административных судов.
7 февраля 2002 г. во исполнение требований Конституции Верховная Рада Украины приняла ряд законов, которые стали составляющими «малой судебной реформы». Это, в частности, Закон Украины №3018-III «О судоустройстве Украины», который предусматривал внедрение в Украине административного судопроизводства, осуществляемого специализированными судами. В п. 16 р. VII «Заключительные и переходные положения» этого Закона было закреплено, что формирование системы административных судов осуществляется в течение 3 лет.
1 октября 2002 г. в соответствии с Конституцией Украины и Законом «О судоустройстве Украины» Указом Президента №889/2002 в системе судов общей юрисдикции был образован Высший административный суд Украины.
7 ноября 2002 г. Указом Президента Украины №995/2002 был определен количественный состав судей Высшего административного суда Украины.
11 ноября 2003 г. согласно постановлению Верховной Рады Украины №1393/ИV были избраны бессрочно первые судьи Высшего административного суда Украины.
16 ноября 2004 г. Указом Президента Украины №1417/2004 были образованы местные и апелляционные административные суды, утверждена их сеть и определен количественный состав судей этих судов.
22 декабря 2004 г. Указом Президента Украины №1520/2004 председателем Высшего административного суда Украины назначен А. Н. Пасенюк.
1 сентября 2005 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Украины, который стал законодательной основой практической процессуальной деятельности административных судов, в частности, Высшего административного суда Украины.
К сожалению, не стал свидетелем этого известный государственный и общественный деятель, первый заместитель председателя Верховного Суда Украины, кандидат юридических наук В. С. Стефанюк, который сделал весомый вклад в теоретическое обоснование и практическое воплощение административной юстиции в Украине.
20 марта 2006 г. Указом Президента Украины №242/2006 был утвержден план мероприятий по совершенствованию судебного устройства и обеспечению справедливого судопроизводства в Украине в соответствии с европейскими стандартами, п. 4 ст. 3 которого обязал Государственную судебную администрацию Украины и Министерство юстиции Украины завершить создание системы административных судов.
31 марта 2006 г. состоялось первое заседание президиума Высшего административного суда Украины, в состав которого входили председатель суда, его заместители, заместители председателей судебных палат и судьи, избранные в состав президиума в соответствии с Законом Украины №3010-III от 7.02.2002 «О судоустройстве Украины». На первом заседании президиума был рассмотрен ряд вопросов по организации деятельности суда и формированию системы административных судов. В частности, были утверждены состав судебных палат, структура и штатное расписание аппарата суда, согласованы кандидатуры судей на должности заместителей председателей судебных палат, рассмотрены вопросы обеспечения единства судебной практики рассмотрения административных дел и т. п.
7 июля 2010 г. был принят Закон Украины №2453-VI «О судоустройстве и статусе судей», с которым связаны дальнейшее развитие административного судопроизводства, совершенствование деятельности Высшего административного суда Украины и всей системы административных судов.
30 ноября 2011 г. решением Высшего совета юстиции №843/0/15-11 в соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», ст. 27, 29-1 Закона Украины «О Высшем совете юстиции» председателем Высшего административного суда Украины назначен Темкижев Игорь Хажмуридович.
Хроника становления адинистративного процесса
Со вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства Украины 1 сентября 2005 г. Высший административный суд Украины начал рассмотрение первых административных дел. За сентябрь – декабрь 2005 г. в ВАСУ поступило на рассмотрение более 14 тыс. материалов. Более тысячи из них были рассмотрены судьями, в т. ч. по существу – почти 500, из которых было удовлетворено 90 (21%). На конец 2005 г. в суде работали 28 судей.
Следует отметить, что в этот период ВАСУ не имел никакого приспособленного помещения. Судьи и работники аппарата трудились в 4 временно «заимствованных» помещениях военного суда и Министерства юстиции Украины.
Статистические данные осуществления административного судопроизводства за 10-летний период существования административной юстиции свидетельствуют о том, что для Высшего административного суда Украины каждый год был напряженным и ответственным. Так, в 2007 г. в ВАСУ работал 51 судья, а на его рассмотрении находилось более 52 тыс. материалов, из которых более 18 тыс. рассмотрены, в т. ч. по существу – более 14 тыс., и 3,3 тыс. (23%) удовлетворены. В среднем каждый судья рассматривал за месяц по 37 материалов.
В первом полугодии 2012 г. в Высшем административном суде Украины работали 72 судьи, на их рассмотрении находилось уже более 140 тыс. материалов, из них более 55 тыс. рассмотрено, в т. ч. почти 25 тыс. – по существу, удовлетворено около 5 тыс. (19%). Среднемесячное количество рассмотренных материалов одним судьей – 247.
Статистические показатели осуществления судопроизводства ВАСУ 2005– 2012 гг.
Название показателя |
Год |
Количество дел/материалов, поступивших на рассмотрение |
из них |
Количество рассмотренных дел/материалов |
Из них |
Среднемесячное количество рассмотренных дел/материалов |
|
поступили в течение года |
рассмотрены по существу |
в т. ч. удовлетворены |
|||||
Высший административный суд Украины (как суд первой, апелляционной и кассационной инстанции) |
январь–декабрь 2005 |
14 668 |
14 668 |
1 024 |
428 |
90 |
24 |
2006 |
38 784 |
25 140 |
12 730 |
9 684 |
1 847 |
28 |
|
2007 |
52 582 |
27 401 |
18 774 |
14 351 |
3 316 |
37 |
|
2008 |
58 889 |
25 974 |
18 713 |
14 110 |
3 982 |
36 |
|
2009 |
101 213 |
61 444 |
31 958 |
23 184 |
2 675 |
63 |
|
2010 |
112 591 |
45 192 |
57 924 |
34 658 |
7 615 |
116 |
|
2011 |
156 001 |
101 389 |
59 730 |
36 159 |
7 935 |
119 |
|
1 полугодие 1012 |
140 137 |
44 358 |
55 404 |
24 939 |
4 732 |
247 |