Портал или Реестр?

11:24, 21 января 2013
Газета: 2(170)
3 января 2013 г. Кабинет министров Украины утвердил порядок введения Единого государственного портала (далее – Портал), который, по мнению парламентариев, позволит пользователям загружать и заполнять в электронной форме заявления и другие документы
Портал или Реестр?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

3 января 2013 г. Кабинет министров Украины утвердил порядок введения Единого государственного портала (далее – Портал), который, по мнению парламентариев, позволит пользователям загружать и заполнять в электронной форме заявления и другие документы, необходимые для получения административных услуг. Обязанность по информационному наполнению Портала путем формирования общедоступного Реестра административных услуг возложена на Министерство экономического развития и торговли Украины.

Согласно постановлению КМУ «О предоставлении административных услуг», Реестр является единой компьютерной базой административных услуг, которые предоставляются в соответствии с законодательством центральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, местными госадминистрациями, предприятиями, учреждениями и организациями, принадлежащими к сфере их управления, а также органами местного самоуправления. В Реестр вносятся данные о субъекте предоставления административной услуги, размере ее оплаты, если таковая предусмотрена законом, результате ее предоставления, нормативно-правовых актах, регулирующих порядок и оплату ее предоставления. Основанием для внесения информации в Реестр служат заявления от административных органов, которые несут ответственность за ее полноту и точность.

Макет Реестра уже размещен на веб-сайте Минэкономразвития, однако механизм его использования до сих пор на стадии разработки. Например, неясна позиция относительно льготников – каким образом они смогут предъявить документы, удостоверяющие право на льготы. Не могут чиновники, отвечающие за создание Портала, дать вразумительный ответ и на вопрос о том, каким способом будет обеспечиваться доступ к Реестру. Предположительно это будут логин и пароль, закрепляемые в процессе регистрации пользователя. В то же время, в Российской Федерации, имеющей солидный опыт в предоставлении госуслуг через социальную сеть, проблема авторизации решается не только при помощи логина и пароля, но и при помощи USB-ключа ЭЦП (криптографического токена), а также CSP. Причем с точки зрения защиты информации, по мнению пользователей, USB-ключ гораздо надежней.

Все познается в сравнении

Для более глубоко понимания проблемы следует обратиться к международной практике электронного предоставления госуслуг (э-управления). Специалисты подчеркивают, что эффективность э-управления определяется показателем электронной готовности, который подразумевает возможность государственных органов предоставлять услуги в электронной форме, доступность получения этих услуг, готовность граждан к их получению.

Наибольший показатель электронной готовности характерен для стран Западной Европы, а также Соединенных Штатов, Канады и Австралии, в которых, собственно, э-управление пользуется наибольшим спросом. Украина среди европейских стран по этому показателю пока опережает только Болгарию, Румынию, Белоруссию и Молдову.

По мнению аналитиков, подобная ситуация обусловлена рядом существенных недостатков, присущих как отечественному э-управлению в целом, так и еще не начавшему свою работу Порталу. В частности, к ним относят отсутствие услуг нового качества, высокий уровень затрат на внедрение, сопровождение и совершенствование информационно-аналитических систем, недостаточный уровень компьютерной грамотности пользователей, автоматизацию неоптимальных технологических процессов, значительные затраты на владение продуктом. Безусловно, на устранение указанных недостатков потребуется время, а самое главное – значительные финансовые вливания, что, как считают практикующие юристы, не может не отразиться на цене оказываемых государственными органами услуг. В связи с этим возникают два насущных вопроса: во-первых, будет ли разница в оплате «электронных» и «бумажных» услуг и, во-вторых, в каких нормативно-правовых актах эта разница будет отображена?

Проблемы и мнения

Совокупность нерешенных вопросов порождает весьма скептическое отношение к инициативе законодателя у потенциальных пользователей Портала. Среди явно негативных аспектов особо подчеркивается якобы невозможность эффективной работы одновременно двух технологий – бумажной и информационной. Сторонники этой точки зрения считают, что сфера предоставления административных услуг либо должна «уйти в сеть» целиком, либо лучше вообще отказаться от этой затеи. Следует заметить, что подобная позиция не лишена смысла, учитывая, что сегодня обращение пользователя, поданное в электронном виде через уже действующие Реестры, распечатывается для подшивки в дело и «гуляет» по кабинетам госучреждения на бумажном носителе. Соответственно, скорость и механизм обработки документа остаются такими же, как и при стандартной процедуре, что, в принципе, не оправдывает саму идею Портала.

Как оказалось, не готовы к кардинальным изменениям и граждане Украины. По данным проведенного нами исследования, уже сегодня пользоваться Порталом согласны лишь 10,2% опрошенных лиц. Четверть респондентов (26,3%) считают, что изменения необходимы, однако не доверяют законодательной инициативе. Почти столько же (23,4%) ратуют за улучшение существующего «бумажного» механизма. А пятую часть опрошенных (19,3%) устраивает устоявшийся порядок.

Поживем – увидим

Таким образом, еще не начавший действовать Портал постепенно обрастает проблемами технологического, финансового и процессуального характера, которые, как сообщает пресс-служба Госинформнауки, будут решены в течение 2013–2015 гг. Согласно утвержденному планумероприятий по созданию и обеспечению функционирования системы электронного управления, 2013 г. будет посвящен системному анализу информационно-коммуникационной инфраструктуры органов государственной власти и местного самоуправления, а также разработке и внедрению комплексных систем защиты информации. В следующем, т. е. в 2014 г. планируется подключение к Порталу Совета министров АР Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций. И только в 2015 г. 40% административных услуг «уйдут в сеть». Остается надеяться, что к этому сроку будут даны ответы на заданные нами вопросы.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Сегодня день рождения празднуют
  • Наталія Мричко
    Наталія Мричко
    суддя Львівського окружного адміністративного суду
  • Любов Маруліна
    Любов Маруліна
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва
  • Богдан Санін
    Богдан Санін
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва