Вера. Надежда. Любовь

14:08, 23 октября 2013
Газета: 42 (210)
«Покажите мне ваши тюрьмы, и я скажу, в каком обществе вы живете»...
Вера. Надежда. Любовь
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

Совершенствование украинской уголовно-исполнительной системы требует нового осмысления основ и практики исправительно-воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы. Неслучайно многие ученые-правоведы и социологи называют пенитенциарную систему лакмусовой бумагой, которая отражает реальное состояние цивилизационного и демократического развития той или иной страны, степень обеспечения в ней прав и свобод человека и гражданина. Верно сказал об этом еще Уинстон Черчилль: «Покажите мне ваши тюрьмы, и я скажу, в каком обществе вы живете».

Ст. 35 Конституции Украины закреплено право каждого на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно совершать единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность. Осуществление этого права может быть ограничено законом только в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей.

Однако на практике многочисленная категория граждан Украины ограничивается в возможности удовлетворения своих религиозных потребностей, учитывая особенности пребывания лиц в учреждениях исполнения наказаний, местах предварительного заключения или в связи с осуждением или заключением под стражу. Хотя постепенно ситуация меняется. За последние годы во многих тюрьмах и колониях появились церкви, часовни и молитвенные комнаты. Священники посещают заключенных, проповедуют Евангелие, совершают богослужения и обряды, поддерживают заключенных в несении такого тяжкого жизненного креста, как тюрьма.

Но на законодательном уровне вопрос о возможности свободного вероисповедания в местах лишения свободы до сих пор не был урегулирован. Парламентарии справедливо решили исправить эту недоработку, и Комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности рекомендовал Верховной Раде принять за основу законопроект №3233 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о регулировании деятельности капелланов в органах и учреждениях, относящихся к сфере управления Государственной пенитенциарной службы Украины.

На сегодняшний день взаимодействие органов и учреждений, принадлежащих к сфере управления ГПтС, с церквями и религиозными организациями происходит через отдел социально-воспитательной и психологической работы с осужденными. Однако механизм проведения такого сотрудничества остается недостаточно урегулированным.

В то же время, международный опыт свидетельствует о положительных последствиях функционирования института тюремных капелланов. Правовой основой тюремного служения являются Европейские пенитенциарные правила, дополненные внутригосударственными законами, положениями и инструкциями.

Согласно положениям законопроекта, главной задачей института священников (капелланов) являются осуществление ими так называемой душпастырской опеки, распространение общечеловеческих ценностей и идеалов высоконравственного, ответственного, общественно-полезного и здорового образа жизни. Помимо оказания благотворительной помощи, на священнослужителей ляжет информационная и духовно-просветительская деятельность, направленная на преодоление отчуждения, социальной изоляции лиц, лишенных свободы, на их духовное возрождение, а также на профилактику ВИЧ/СПИДа, алкоголизма, наркомании. Церковь будет оказывать осужденным и лицам, взятым под стражу, а также их семьям содействие в восстановлении и поддержании социально полезных связей, помогать администрации пенитенциарных учреждений и следственных изоляторов в подготовке осужденных к освобождению.

Следует заметить, что законопроект №3233 не ограничивает количество встреч капелланов с лицами, заключенными под стражу. Обозначено только, что общение должно проходить в свободное от следственных действий или выполняемых заключенными работ время и не нарушать внутренний распорядок мест лишения свободы.

Нужно и полезно

В целом идею законопроекта трудно не поддержать, ведь государство и церковь, будучи обособленными друг от друга и суверенными, действуют в интересах украинского общества. При этом общими их целями являются обеспечение права граждан на свободу совести, консолидация общества, сохранение и приумножение традиций, религиозной культуры и решение общественных проблем.

Однако введение института капелланов требует некоторых уточнений. Прежде всего, потому, что при этом возникает вопрос специализации священнослужителей и их подготовки. Среди прочего, нужно принимать во внимание психологическую подготовку священников, учитывая специфику общения со спецконтингентом. Кроме того, следовало бы затронуть и тему материального обеспечения: приход в местах лишения свободы неприбыльный, и священник не может жить на доходы с него, поэтому нужно искать источники финансирования.

Религия глазами осужденных

Отношение к религии и вере в тюрьме своеобразно. Большинство из тех, кто оказался в местах несвободы, в прежней жизни о церкви знали только то, что туда можно прийти ночью на Пасху. В тюрьме почти все резко становятся верующими. Такое неожиданное стремление к вере имеет три причины.

Первая – абсолютная искренность. Немало людей, совершив преступление (как правило, тяжкое и насильственное, например, убийство), тяжело переживают это. Мнение, что все убийцы – бездушные отморозки, ошибочно. Чаще всего это обычные люди со всем набором хороших и плохих качеств. Внешне их переживания могут быть почти незаметны, поскольку тюремная обстановка не располагает к их проявлению, но внутренне преступников постоянно гложет вопрос: почему случилось именно так? Ответ на него они ищут у Бога. И, к счастью, случается, что этот путь со временем в корне изменяет их личность.

Вторая причина – вполне материалистическая: осужденный испытывает необходимость уйти от реальности, защитить себя от злой действительности.

И третья причина – слепое копирование. Вера таких людей – ничто. Чуть освоившись в тюрьме, они забывают о Боге, так и не успев толком задуматься, что же это такое.

Однако в любом случае стремление к вере – явление положительное, и даже если один из 10 осужденных всерьез задумается о ней, это уже хорошо.


Религия в местах несвободы

В учреждениях Государственной пенитенциарной службы Украины для удовлетворения религиозных потребностей осужденных и персонала обустроено 142 культовых религиозных сооружения, в т. ч. 108 храмов (церквей), из которых 52 возведены отдельными сооружениями, а также 27 часовен и 7 молитвенных домов. Функционируют 162 молитвенные комнаты и 9 молитвенных уголков.

Общая численность верующих осужденных, которые постоянно посещают мероприятия религиозного характера, составляет 38839 человек.

Духовно-просветительскую работу с осужденными проводят 2936 священнослужителей и волонтеров, которые являются представителями 103 религиозных конфессий, общин, организаций и церквей, официально зарегистрированных в Украине.

В течение ІІ полугодия 2013 г. в учреждениях ГПтС построено, оборудовано и освящено культовых религиозных сооружений.

 

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олена Кунець
    Олена Кунець
    суддя Сумського окружного адміністративного суду
  • Юлія Бойченко
    Юлія Бойченко
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду