Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
7 мая 2014 г. в Государственную службу Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства поступил на согласование проект постановления Кабинета министров Украины «О Государственной службе по вопросам поддержки и развития предпринимательства», подготовленный Министерством экономического развития и торговли. Авторы документа считают целесообразным ликвидировать Госпредпринимательства, а его функции передать новому органу – Государственной службе по поддержке и развитию предпринимательства (далее – Служба).
Служба представляется разработчиками документа как центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере хозяйственной деятельности, а также осуществляющий иные полномочия. Предполагается, что деятельность Службы будет направляться и координироваться КМУ через Минэкономразвития. Обоснования причин ликвидации Госпредпринимательства, сообщают в пресс-службе ведомства, в проекте постановления и в сопроводительных документах к нему не указаны. Более того, уверены в Госпредпринимательства, принятие подобного акта будет иметь весьма негативные социально-экономические последствия.
Позиция ведомства была изложена в письме, адресованном КМУ, с которым имела возможность ознакомиться и «Судебно-юридическая газета». В документе приведены доводы нерациональности предложения Минэкономразвития по поводу создания нового органа.
Механизм и конфликты
Одним из таких доводов является указание на перспективу разрушения сложнейшей конструкции взаимодействия системы развития предпринимательства, разрешительной и лицензионной систем и государственного надзора (контроля), которые являются не только квинтэссенцией процесса дерегуляции, но и базовой составляющей регуляторной политики в целом. Это, в свою очередь, уверены в Госпредпринимательства, повредит предпринимательству тем, что может повлечь искусственное разрушение уже отработанного механизма внедрения государственной политики в сферу хозяйственной деятельности, который доказал свою жизнеспособность. Напомним, что ранее глава ведомства Михаил Бродский неоднократно заявлял: «Государственная регуляторная политика, защита легального бизнеса от давления контролирующих органов и развитие предпринимательства являются неразрывными».
Под угрозой, говорится далее в письме, оказывается и существование функции независимого контроля за регуляторной политикой. Необходимость данной функции продиктована практикой внедрения регуляторной политики в экономически развитых странах мира – Великобритании, Канаде, США, Швеции и т. п.
Также в Госпредпринимательства уверены, что направление и координация деятельности Службы через Минэкономразвития неизбежно приведет к возникновению целого ряда институциональных конфликтов. В качестве примера стоит вспомнить, что одним из реальных способов защиты прав бизнеса и обжалования решений государственных органов лицензирования является деятельность экспертно-апелляционного совета, который сейчас функционирует при Госпредпринимательства. В случае координации деятельности нового органа через Минэкономразвития возникнет конфликт между указанным министерством и этим органом как специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования, поскольку экспертно-апелляционный совет рассматривает жалобы на действия органов лицензирования.
Последний довод и мнения предпринимателей
И, наконец, последний довод, который приводится в письме – это финансы. Ликвидация любого органа исполнительной власти, напоминают в Госпредпринимательства, связана с дополнительными затратами бюджетных средств. Не исключено, что средства, предусмотренные в госбюджете на выполнение функций центрального органа, будут потрачены на проведение ликвидационных процедур, а по сути, на формальное переформатирование этого органа. Именно такая ситуация имела место при ликвидации Госкомпредпринимательства, которая была начата еще в декабре 2010 г. и до настоящего времени не завершена. Процедура ликвидации Комитета сопровождалась годовыми объемами расходов в пределах сметы Госкомпредпринимательства на 2011 г. и дополнительными расходами в 2012 г.
Ввиду изложенного Госпредпринимательства просит КМУ принять меры с тем, чтобы проект постановления не был принят, и ведомство сохранило свой существующий статус. Кроме того, оно обращается к предпринимателям, лидерам и членам общественных объединений предпринимателей, своим партнерам и всем неравнодушным гражданам с просьбой высказать собственное мнение по этому вопросу.
На этот призыв уже откликнулись харьковские предприниматели, указавшие в своем обращении к премьер-министру Украины Арсению Яценюку, что «в течение многих лет Госпредпринимательства служит на пользу государству, являясь надежным защитником законных интересов субъектов малого и среднего бизнеса. Огромное количество субъектов хозяйствования в сфере охранной деятельности, права которых были незаконно нарушены отдельными местными органами контроля (надзора) Украины в ходе плановых проверок, нашли защиту в данном ведомстве». Харьковские предприниматели уверены, что гарантией такой защиты является независимый от других министерств специальный статус Госпредпринимательства.
Как отреагирует КМУ на обращение Госпредпринимательства и предпринимателей, пока неизвестно.
Нарушения в регуляторных актах ЦОИВ, выявленные Госпредпринимательства: