Реформа прокуратуры: бег с препятствиями

23:33, 16 мая 2014
Газета: 17-18 (235-236)
Еще в 1995 г. Украина взяла на себя обязательства перед Советом Европы провести реформу прокуратуры, однако до сих пор их не выполнила
Реформа прокуратуры: бег с препятствиями
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

В Украине опять заговорили о реформе прокуратуры. 13 мая с. г. состоялась пресс-конференция на тему «Как реформировать прокуратуру, и почему власть блокирует эту реформу?» В ходе мероприятия спикеры обсуждали злободневные вопросы: чем грозит гражданам Украины существование прокуратуры в нынешнем виде, и кому выгодно, чтобы прокуратура работала по советскому образцу?

Стоит признать, что прокуратура в Украине почти не изменилась с советских времен. «Это структура, которая практически руководит уголовным процессом, давит своей позицией на суды, что неоднократно отмечал Европейский суд по правам человека, и при этом считает себя главным защитником закона и права в стране. Число прокуроров, содержащихся за счет налогоплательщиков, достигает 15 тыс., что втрое превышает среднеевропейскую статистику», – отметил в своем выступлении один из участников мероприятия, исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Аркадий Бущенко.

Готовясь с подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС, осенью 2013 г. Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона №3541 «О прокуратуре», который получил положительную оценку Венецианской комиссии. Его основной идеей стало лишение этого органа практически всех присущих ему сегодня функций, кроме поддержки государственного обвинения в судах. Но так случилось, что события, произошедшие в стране, надолго отодвинули планирующуюся реформу. А сейчас, по мнению некоторых выступавших, рассмотрение законопроекта умышленно блокируется. В ходе пресс-конференции А. Бущенко предположил, что прокуратуру хотят сохранить как «авторитарную систему».

Реформа состоится?

Необходимо вспомнить, что предлагаемые реформы и ранее воспринимались общественностью неоднозначно. Новшества нашли своих сторонников и противников. Однако на сегодняшний день законопроект №3541 остается единственно приоритетным. Именно на его основе будет продолжена работа над реформированием системы прокуратуры. Документ уже прошел первое чтение и был принят на заседании Верховной Рады. Как заверили нас парламентарии, дальнейшая работа над ним продолжается, так как законопроект получил некоторые замечания и требует доработки. «Мы уже встречались с юристами и с теми представителями Европейского союза, которые занимались подготовкой этого документа. Поговорив с ними, обсудив ситуацию, мы приняли решение, что вернемся к этому вопросу после выборов Президента. Будет правильнее проводить реформу прокуратуры после того, как будет выбран Президент и назначен Генеральный прокурор», – отметил народный депутат Украины Андрей Кожемякин.

Учитывая, насколько важен данный орган в государственной системе, нельзя не согласиться с этим мнением. Но поскольку Украина уже готова к переменам, искусственно затягивать этот процесс нецелесообразно. Именно поэтому представители общественных организаций и эксперты реанимационного пакета реформ призывают украинскую власть ускорить реформу прокуратуры, а не тормозить ее. Они убеждены, что для того, чтобы изменить ситуацию, законодателям нужно проголосовать законопроект во втором чтении с внесением поступивших поправок. В т. ч. тех, которые содержат в себе требования полной люстрации прокуроров в течение года, сокращения количества прокуроров втрое (с 15 тыс. до 5 тыс.) и ряд иных важных положений. Их необходимо безотлагательно рассмотреть.

Законопроектом также предусмотрены прозрачный конкурсный отбор прокуроров и эффективная процедура обжалования их. В частности, каждая жалоба на прокурора должна рассматриваться дисциплинарной комиссией.


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Николай Хавронюк,д. ю. н., профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета КНУ им. Т. Шевченко

– Новый закон о прокуратуре очень важен. Нам нужно справедливое правосудие, нужно, чтобы каждый человек мог пойти в суд и защитить свои интересы. Мешала этому до сих пор во многом именно прокуратура, которая частично взяла на себя функции суда, имела неограниченную власть и использовала ее, чтобы давить на судей. Кроме того, сила прокуратуры – в общем надзоре, который предусматривает возможность контроля за исполнением законов всеми, кроме разве что обычных граждан, и применение к нарушителям соответствующих мер. И этими полномочиями прокуратура не только широко пользуется, но и злоупотребляет. Все это знают, но доказать в суде в таких условиях, естественно, ничего невозможно.

Мы хотели превратить прокуратуру в службу государственного обвинения европейского образца, которая должна была бы «вступать в игру» только в тех случаях, когда имеет место криминал. А выявлять криминал должны другие контролирующие органы – каждый в своей сфере. Не менее важно сделать каждого прокурора персонально ответственным за уголовное производство, которое он ведет. А для этого его нужно сделать самостоятельным, независимым от вышестоящих прокуроров. Поэтому нужно изъять из законодательства положение о том, что любой вышестоящий прокурор может управлять нижестоящим. Сегодня прокурору могут просто позвонить «сверху» и сказать: «Не делай так, делай вот так». И он не имеет правовых оснований даже потребовать письменного указания. Практически каждый сотрудник областной прокуратуры считает себя начальником всех районных прокуроров, их помощников и т. д.

Роман Куйбида, к. ю. н., доцент кафедры правосудия КНУ им. Т. Шевченко

– Реформирования требует также принцип подбора кадров в системе прокуратуры. Необходимо создать квалификационно-дисциплинарную комиссию вроде Высшей квалификационной комиссии судей, которая профессионально занималась бы подбором кадров в органы прокуратуры. Уже сегодня такой подход дал бы положительный результат. Кроме того, необходимо отменить политический принцип при подборе руководящих кадров в системе органов прокуратуры. Квалификационно-дисциплинарная комиссия должна рекомендовать кандидатуру на должность Генерального прокурора, и Президент без такой рекомендации не сможет назначить лицо на эту должность. Нужно также создать специальную прокуратуру, которая занималась бы проверкой деятельности прокуроров в случае нарушения ими законов, и была бы независимым, отдельным органом, напоминающим службу безопасности.

Аркадий Бущенко,исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека

– Парламент должен был безотлагательного принять законопроект №3541 о прокуратуре, одобренный в первом чтении еще в прошлом году. При реформировании важно лишить прокуратуру функций общего надзора и оставить за ней только функцию государственного обвинения в уголовных процессах. На сегодня общий надзор со стороны прокуратуры приводит к нарушению принципа процессуального равенства сторон. Суд, как правило, поддерживает сторону обвинения в процессах. Нынешняя власть не спешит продолжить реформирование. Органам власти выгодно иметь прокуратуру с широкими полномочиями, поэтому ни одна власть в Украине не была заинтересована в реформировании прокуратуры.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Андрій Калараш
    Андрій Калараш
    суддя Касаційного цивільного суду у складі Верховного Суду
  • Дмитро Мальцев
    Дмитро Мальцев
    заступник голови Шевченківського районного суду міста Києва
  • Любов Хилько
    Любов Хилько
    голова Кіровоградського окружного адміністративного суду