Родится ли европейская Украина через 8,5 месяцев?

11:12, 23 марта 2015
Газета: 11 (279)
Украина должна имплементировать около 200 нормативно-правовых актов ЕС, международных договоров и стандартов...
  Родится ли европейская Украина через 8,5 месяцев?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Николай Белинский,
«Судебно-юридическая газета»

Интеграция Украины в мировое экономическое пространство играет важную роль в развитии отечественной экономики, именно поэтому Украина заинтересована в благоприятной среде, которая упрощала бы доступ к внешним рынкам и обеспечивала стабильные торговые потоки, постоянно повышая конкурентоспособность отечественного производства. Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом является новым форматом отношений, которые направлены на создание углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли Украина – ЕС, а также постепенную интеграцию Украины во внутренний рынок Евросоюза.

Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли с ЕС должна быть создана в течение 10 лет с момента вступления в силу Соглашения об ассоциации. Для того, чтобы эта зона начала действовать, Украина должна имплементировать около 200 нормативно-правовых актов ЕС, международных договоров и стандартов, поэтому 2015 г. целесообразно использовать для подготовки и принятия законопроектов, которые гармонизировали бы отечественное законодательство с базовыми директивами ЕС, регулирующими взаимоотношения в основных направлениях торговли.

Имплементация положений европейского законодательства, которые предусмотрены экономической частью Соглашения об ассоциации, очень важна в контексте проведения реформ, поскольку положения Соглашения могут и должны служить основой для новой модели социально-экономического развития Украины. Поэтому при разработке концепции и программы секторальных экономических реформ необходимо сразу учитывать требования базовых директив ЕС, гармонизация с которыми предусмотрена Соглашением.

Европейский союз уже открыл свой рынок для украинского производителя, но этого, к сожалению, недостаточно для того, чтобы украинская экономика и производители полностью почувствовали позитив от Соглашения об ассоциации. Что должно быть сделано украинским правительством и предпринимателями в 2015 г., чтобы каждый украинец почувствовал позитивное влияние Соглашения, и как использовать период отсрочки введения зоны свободной торговли с ЕС на пользу украинскому бизнесу? Украине необходимо воплотить все реформы в жизнь до 1 января 2016 г. Т. е. у нас остается менее года на проведение реформ.

Вот несколько главных реформ, которые необходимо реализовать в 2015 г. в рамках определенных направлений создания углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС.

Технические барьеры в торговле

На сегодняшний день Украина выполнила значительный объем мероприятий в области технического регулирования, предусмотренных Соглашением об ассоциации. Реализация этих мероприятий позволит повысить конкурентоспособность украинской продукции, постепенно уменьшить технические барьеры в торговле между Украиной и ЕС, будет способствовать росту экспорта украинской промышленной продукции.

В начале 2015 г. был принят крайне важный Закон «О технических регламентах и оценке соответствия», который является одним из ключевых евроинтеграционных проектов. Основными целями принятия технических регламентов являются защита жизни и здоровья людей, животных и растений, охрана окружающей среды и природных ресурсов, обеспечение энергоэффективности, защиты имущества и национальной безопасности, предотвращение продажи некачественной продукции. В то же время, более высокий уровень безопасности промышленных товаров вытеснит с рынка дешевую и менее качественную продукцию, что может негативно повлиять на потребителей с низким уровнем дохода. Однако в долгосрочной перспективе использование безопасных товаров поспособствует улучшению здоровья населения и предотвращению травматизма, что будет компенсировать будущие расходы на лечение и пр.

Важным направлением деятельности органов власти в 2015 г. должно быть проведение активной информационной работы, возможно, даже за счет внедрения программ обучения украинских производителей европейским стандартам, что позволит в полной мере понять специфику ведения предпринимательской деятельности в соответствии с европейским законодательством. Осуществление таких мероприятий позволит нивелировать негативное восприятие изменений в связи с дополнительными затратами производителей на повышение качества продукции.

Таможенные вопросы и поддержка торговли

Соглашение об ассоциации требует внедрения ряда положений таможенного законодательства ЕС. В частности, в таможенное законодательство Украины должно быть внесено 70–80% положений Таможенного кодекса ЕС. В течение 2015 г. необходимо создать консультативный совет, в который будут входить эксперты из бизнес-кругов, для изучения основных направлений реформирования таможенного дела. Параллельно должна быть проведена оценка эффективности работы таможен, что позволит усовершенствовать кадровую политику таможенных органов, будет способствовать их очищению от коррупции.

Государственные закупки

Важной в контексте гармонизации отечественного законодательства с европейским является реформа системы государственных закупок. Ключевая задача в данном направлении – повышение прозрачности закупок и открытие доступа к ним для поставщиков товаров и услуг из ЕС. Яркий пример несовершенства нынешнего закона о госсзакупках и показатель неправильного его использования – закупки для оборонной промышленности, когда вместо упрощенной процедуры применялась полная, что создавало задержки почти на 60 дней. Данный закон требует доработки. Также профильными органами власти должны проводиться учебные курсы для органов местного самоуправления по его правильному использованию.

Текущие платежи и движение капитала

Необходимо обеспечить свободное движение капитала между Украиной и ЕС. Выполнение этих обязательств целесообразно рассматривать в рамках проведения масштабной реформы финансового рынка, без которой, в свою очередь, будут невозможны полноценная пенсионная и медицинская реформы.

К главным акцентам реформы финансового сектора следует отнести либерализацию движения капитала, обеспечение эффективного предварительного надзора, развитие инструментов фондового и валютного рынков, финансовой инфраструктуры, улучшение корпоративного управления, внедрение международных стандартов регулирования в сфере финансовых услуг, в частности основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору. При этом следует учитывать зарубежный опыт и рекомендации, чтобы создать благоприятные условия для прихода в Украину иностранных инвестиций.

Интеллектуальная собственность

Соглашение об ассоциации предполагает адаптацию отечественного законодательства по обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности, охраны промышленных образцов, товарных знаков и услуг, защиты географических указаний и обозначению происхождения сельскохозяйственной продукции и продовольствия, авторского права и смежных прав, правовому обеспечению охраны баз данных и компьютерных программ.

Особого внимания требует работа по охране географических названий (около 3000 наименований), в частности, ведение государственного реестра и создание соответствующей системы автоматизации производственных процессов. Соглашением об ассоциации определены следующие сроки и перечень продуктов, которые должны измениться: 10 лет – для названий вин и алкогольных напитков (шампанское, коньяк, мадера, порто, херес (шерри), кальвадос, граппа, анис португальский, арманьяк, марсала, малага, токай), 7 лет – для названий сыров (пармезан, рокфор, фета). 2015 г. должен быть использован для решения вопросов технической помощи (в частности, ее ускорения), поскольку украинские производители в течение переходного периода обязаны провести ребрендинг своей продукции, что достаточно затратно.

Тарифная политика

Главная цель преобразований в данном направлении – создание прозрачного и эффективного энергетического рынка, интегрированного в единую европейскую энергетическую систему, а среди первостепенных заданий – реорганизация НАК «Нефтегаз Украины».

Должны быть приняты конкретные меры по изменению тарифной политики, в т. ч. отказу от перекрестного субсидирования, установлению единой цены на газ и электроэнергию для всех категорий потребителей. Это позволит снизить цену на энергоносители для предприятий. Одновременно на законодательном уровне должны быть закреплены четкие меры для сдерживания монополии на энергетическом рынке и обеспечения рыночного механизма установления цен на электроэнергию.

Урегулирование споров

Система урегулирования споров в ЕС сформирована на основе системы ВТО, поэтому эта часть Соглашения определяет права и обязанности каждой из сторон при разрешении конфликтов. Первоочередной задачей является направление 5 представителей для формирования арбитражных групп не позднее, чем через 6 месяцев после вступления в силу Соглашения. Арбитрами могут быть лица, имеющие специальные знания и опыт в области права и международной торговли. Поэтому 2015 г. должен быть использован для проведения информационной деятельности, направленной на ознакомление представителей бизнеса с возможностями урегулирования споров, а также публичных консультаций об утверждении списка арбитров, которые будут делегированы в Комитет по вопросам торговли.


КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ

Ян Томбинский, глава представительства ЕС в Украине

– Очень важно, чтобы общество постоянно поддерживало диалог с правительством. Оно требует от власти докладов о проведенных реформах и их продвижении в целом, хочет понимать, в чем состоят проблемы реформ и как их будут решать. ЕС и Украина договорились об отсрочке внедрения зоны свободной торговли на год, поэтому сейчас очень актуальным остается вопрос, каким образом использовать эту отсрочку на пользу украинскому бизнесу. В первую очередь, напомню, что эта отсрочка касается только торговой части Соглашения, она не откладывает реформы в Украине, которые будут способствовать развитию верховенства права и принесут с собой стандарты ЕС и пр. Все это нужно воплотить в жизнь до 1 января 2016 г. Таким образом, у Украины остается менее года на проведение реформ.

Рынки ЕС были открыты для украинской продукции в одностороннем порядке для того, чтобы украинские производители могли подготовиться к симметричному внедрению Соглашения, когда европейские товары начнут поступать на украинский рынок. Первые месяцы экспорт украинской продукции показал большой рост. Это было потому, что множество предпринимателей в Украине подготовились заранее для работы на европейском рынке. Но, к сожалению, динамика экспорта снизилась почти до 13% в первый месяц, а к концу 2014 г. и вовсе упала до 3%. Это связано не только с общим спадом украинской экономики, но и с несоответствием некоторых украинских товаров стандартам ЕС.

Еще одна немаловажная проблема в Украине – проблема инвестиций. Из-за их отсутствия экспортные отрасли украинских производителей сейчас вынуждены брать кредиты под большие проценты. Мы надеемся, что Международный валютный фонд поддержит Украину и поможет стабилизировать ее бюджет. Стабилизация украинской валюты поможет вашей экономике начать рост. Конечно, важна не только финансовая поддержка, но и проведение реформ, чтобы выйти на европейские рынки. Ведь это рынок, где производитель ответственен за качество продукции и ее соответствие техническим требованиям и стандартам. Украинские производители должны поменять свой подход к качеству производства, потому что рынок ЕС развивают не производители, а потребители, и они требуют качества и соответствия стандартам. Потребитель требует этого от производителя, а не производитель диктует свои правила потребителю.

В ЕС очень большое предложение, которое превышает спрос. Украине нужно найти способы, благодаря которым качество товаров и их цена привлекут европейского потребителя. Также важно, чтобы производитель мог предоставить обслуживание товаров после их продажи, чтобы в случае поломки или плохого качества товара потребители могли обратиться к производителю с требованием его замены или ремонта.

Таким образом, в 2015 г. Украина должна создать различные структуры, которые необходимы для того, чтобы украинские товары могли выйти на европейские рынки. Это касается не только товаров, но и услуг, поскольку специфика углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли Украина – ЕС включает также и услуги.

Конечно, у стран ЕС есть структуры и бюджет для того, чтобы помочь Украине в создании собственных структур. Мы готовы помочь правительству, которое внедряет все эти реформы, но мы не можем все это сделать за украинское правительство. Я хотел бы просто, чтобы мы проводили в этом году обычный мониторинг процесса ваших реформ для уверенности, что к 1 января 2016 г. все структуры, в которых украинская экономика нуждается, будут созданы. Надеюсь, Украина не упустит шанса использовать эту возможность.

Аманда Пол, ведущий эксперт брюссельского Центра европейской политики

– 2015 г. должен быть годом борьбы с коррупцией. Сегодня у Украины множество вызовов, которые приходится решать одновременно. Три главных – это война на Востоке, гуманитарная катастрофа, которая происходит в Донбассе из-за войны, и коррупция, которая досталась Украине в наследство. Коррупция глубоко проросла во все сферы и службы. И прежде всего нужно осушать коррупционное «болото», иначе будет большой риск, что Украина навсегда в нем утонет. Избежать этого можно, только если быть преданным серьезным экономическим и политическим реформам. Должен быть обязательный долгосрочный стратегический план реформ.

Нам нужно убить этого дьявола, потому что этот дьявол заразил Украину на два десятилетия. Для этого нужна серьезная политическая воля. Я не хотела бы критиковать украинское правительство, поскольку не все понимают, насколько сложная ситуация в Украине. Я не могу вспомнить ни одной страны, которая должна была бы провести реформы во время войны и гуманитарной катастрофы. Я не хочу сказать, что за год в Украине ничего не было сделано из реформ. Это было бы неправдой, ибо очень многое уже сделано.

Сегодня Украина имеет в правительстве множество профессионалов, чего не было ранее. Но реформы идут достаточно медленно, поскольку встречают сопротивление со всех сторон. Украина должна быть последовательна в проведении реформ, иначе ей придется столкнуться с долгосрочными трудностями, которые будут мешать в получении финансовой помощи. Мы все знаем, что финансовая помощь от МВФ и других финансовых организаций безусловно связана с реформами.

Реформы – это всегда трудно. Посмотрите на опыт других стран, которые проводили их, даже те страны, которые имеют перспективу членства в ЕС. Реформы требуют множество времени. Это горькая пилюля, которую нужно проглотить, но в результате вы получите долгие годы здоровья.

Реформы должны идти из украинского общества. Важно, чтобы сами украинцы желали реформ. Сейчас, когда украинцы имеют зарплаты, на которые прожить невозможно, государство обязано провести качественные реформы. Именно доверие является главным в сегодняшних реформах. Но, к сожалению, ничего позитивного в реформах пока не появилось. Самый страшный враг сегодня – это сопротивление реформам. К сожалению, оно до сих пор существует.

Ранее среди 28 стран ЕС никогда не было такого большого энтузиазма. Лично я не считаю, что ЕС имеет какую-то общую стратегию для Украины – просто приходит день, и они что-то решают. Но если у Украины не будет реформ, ЕС просто устанет от украинского вопроса, и существующая сегодня симпатия к Украине и украинскому народу начнет исчезать. Необходимо продолжать реформы, и тогда ЕС поможет Украине.


Рынки ЕС для украинской продукции были открыты в одностороннем порядке для того, чтобы украинские производители могли подготовиться к симметричному внедрению Соглашения, но динамика экспорта к концу 2014 г. упала до 3%. Это было связано не только с общим спадом украинской экономики, но и с несоответствием некоторых украинских товаров стандартам ЕС.


Для имплементации европейского законодательства Украине необходимо провести:

Реформу государственной службы. Базовая реформа, которая позволит модернизировать основной инструмент (госслужбу), необходимый для обеспечения на административном уровне успешного проведения реформ. Без нее большинство реформ будут обречены на саботаж со стороны чиновников.

Реформу антикоррупционного законодательства. Предусматривает ликвидацию условий и стимулов для совершения коррупционных действий, обеспечение неизбежности наказания за совершение коррупционных действий, ограничение влияния частного капитала на политику.

Дерегуляционную реформу. Демонтаж старой, унаследованной с советских времен, и создание новой регуляторной системы, которая отвечает сути и требованиям рыночной экономики. Реализация данной реформы позволит улучшить бизнес-климат и привлечь инвестиции.

Налоговую реформу. Главные акценты – значительное упрощение администрирования налогов и отказ от применения системы авансовых налоговых платежей, снижение фискального давления на фонд заработной платы.


 

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Сегодня день рождения празднуют
  • Ігор Фріс
    Ігор Фріс
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики
  • Ян Бескровний
    Ян Бескровний
    суддя Київського районного суду м. Одеси
  • Любов Токмілова
    Любов Токмілова
    суддя Одеського окружного адміністративного суду
  • Наталія Савицька
    Наталія Савицька
    суддя Сумського окружного адміністративного суду