Свободу панораме!

12:59, 14 апреля 2015
Газета: 14 (282)
Почему в Украине коммерческое использование фотографий произведений архитектуры и искусства без разрешения автора – проблема?
Свободу панораме!

Алексей Смашный,
«Судебно-юридическая газета»

Мало кто может представить себе столицу Украины без таких архитектурных шедевров, как Андреевская церковь и Дом с химерами, здание Бессарабского рынка или монумент Родина-мать. Жители и гости Киева хорошо знакомы с этими творениями архитекторов Городецкого, Растрелли, Бородая и Гая, каждый турист сегодня может с легкостью сфотографировать тот или иной объект. А вот представителям бизнеса, для которых эти и многие другие шедевры могут стать объектом коммерческой выгоды, законодательство запрещает использовать их с этой целью.

Панорама как она есть

В сфере авторского права существует понятие «свобода панорамы». В течение многих лет оно успешно прижилось в большинстве передовых стран мира, в т. ч. ЕС, куда мы стараемся интегрироваться. Если быть точным, его преимуществами пользуются 83 страны. Но как это часто бывает, в Украине такого понятия не существует. Поэтому каждый раз, когда бизнесмен хочет использовать какой-либо объект архитектора, художника или скульптора, он в первую очередь должен помнить об авторе.

Что же собой представляет свобода панорамы? Если говорить коротко, это понятие предусматривает возможность фотографировать и свободно распространять изображения защищенных авторскими правами объектов, в т. ч. зданий, скульптур и др., которые находятся в общественных местах. Оно ограничивает права собственника авторского права принимать меры в связи с нарушением авторских прав относительно фотографа или кого-либо, кто распространяет изображение. В этом случае свобода панорамы выступает исключением из общего правила, согласно которому собственник авторского права имеет исключительное право разрешать репродукцию и распространение произведения. Считается, что при этом авторские права не нарушаются.

Что говорит закон?

Единственное положение отечественного законодательства, которое более-менее приближено к понятию свободы панорамы, изложено в ч. 4 ст. 21 Закона Украины «Об авторском праве и смежных прав». В ней говорится, что без согласия автора или какого-либо лица, которое имеет авторское право, допускается воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографа, публичного оповещения или другого публичного сообщения произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. В то же время, эта статья обязывает указывать в таких случаях имя автора, а также источник заимствования.

Отсутствие положений о свободе панорамы в украинском законодательстве ставит вне закона многих субъектов бизнес-сферы, а также фотографов или операторов. Единственным возможным выходом из сложившейся ситуации юристы и представители бизнеса видят внесение изменений в действующий Закон «Об авторском праве и смежных правах».

Разрешение автора

Отсутствие возможности коммерческого использования фотографий произведений архитектуры и искусства без разрешения автора существенно ограничивает сферу свободного использования таких произведений, как фотографии, туристическая литература, художественное кино, изображающие современную архитектуру или искусство. Это является огромным минусом украинского законодательства, что становится особенно заметно при изготовлении путеводителей, почтовых открыток, книг, карт, фильмов об архитектуре или искусстве Украины. Ведь получается, что для того, чтобы зафиксировать или изобразить современное здание, сооружение или скульптуру для путеводителя или фильма, нужно получить разрешение автора. А отсутствие каких-либо свободно доступных контактов или базы архитекторов либо их наследников делает эту задачу трудновыполнимой для физического или юридического лица, ведь получить такое разрешение становится практически нереально.

Юристы особенно подчеркивают сложность этого вопроса в сфере архитектуры и искусства ХХ и ХХI столетий. Дело в том, что значительная часть произведений этого периода еще не перешла в общественное достояние по времени, ведь согласно законодательству, это 70 лет от смерти автора. Правоведы приводят примеры современных зданий, которые каждый день мелькают на телеканалах и в печатных СМИ, но формально на их публикацию и ретрансляцию нужно брать разрешения у авторов.

Например, весь комплекс послевоенных построек центра Киева станет достоянием общества в 2059 г., здание Верховной Рады Украины – в 2033 г. Да и большинство памятников Тараса Шевченко были сооружены после Второй мировой войны. А что уж говорить о памятниках, посвященных Независимости Украины, погибшим в годы Голодомора и Второй мировой войны! Что интересно, в этот список попадает и банальная советская застройка «спальных» районов.

Панорама станет легальной

В Верховной Раде Украины уже зарегистрирован законопроект №1677, который должен ввести в наше законодательное поле понятие коммерческого использования изображений предметов искусства. Он подан в парламент народным депутатом Тарасом Юриком разработан членом ОО «Викимедия Украина» Дмитрием Говором.

Поводом для подготовки этого законопроекта послужили нужды открытого проекта «Викимедиа», который организовал «Википедию» и «Викихранилище», куда загружают файлы для иллюстрации статей. Статьи о нашей стране на этом ресурсе сейчас мало иллюстрированы. Объясняя, почему нужно вводить понятие коммерческого использования, автор законопроекта приводит как пример «Викихранилище», где хранятся все фото и видео, которые находятся под «свободными лицензиями». Это означает, что кто угодно может скачать такой файл и использовать его как угодно, в т. ч. с коммерческой целью. Но чтобы загрузить файл в хранилище, он также должен быть под свободной лицензией, т. е. и его источник должен быть свободным. А в Украине источник для объектов архитектуры несвободный по причине устаревшего законодательства.

Чтобы ликвидировать этот законодательный пробел, автор законопроекта предлагает внести изменения в ст. 21 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» – добавить ч. 11, которая звучит так: «Воспроизведение каким-либо способом, кроме механически-контактного копирования, произведений изобразительного и прикладного искусства, архитектуры, градостроения и садово-паркового искусства, которые находятся в общественных и публично доступных местах (за исключением экспозиций выставок и музеев), а также использование изображений, видеограм таких произведений».

Практически этот законопроект предусматривает режим «свободного использования» объектов, которые размещены в местах, доступных для широкой публики, доступны для фотографирования и являются частью пейзажа. Это означает, что такие объекты можно будет фотографировать и снимать на видео без разрешения автора либо другого лица, имеющего авторское право, и без выплаты авторского вознаграждения. По сути, данное изменение является революционным, так как приближает украинское законодательство к передовым правовым системам мира.

Что интересно, у законопроекта №1677 уже появится конкурент – Государственной службой интеллектуальной собственности Украины был подготовлен альтернативный законопроект, который сейчас находится на согласовании в Минэкономразвитии. Главным отличием правительственного документа является норма, согласно которой будет запрещено использовать изображение объектов авторского права с коммерческой целью. Именно на исключении этой нормы из законопроекта №1677 настаивали в ГСИС Украины, когда законопроект был прислан для получения заключений Госслужбы.

Право автора исчезло?!

Что касается авторов, то среди адвокатов бытует мнение, что в связи с принятием изменений в закон они не будут иметь возможности получать вознаграждение от тех, кто использует изображение их работ с коммерческой целью – скажем, при изготовлении сувенирной продукции. С таким мнением не согласен разработчик законопроекта Дмитрий Говор. Он считает, что данным законопроектом никто не лишает автора или правовладельца никаких прав: «Сейчас они имеют монополию, а после принятия изменений и вступления их в законную силу лишатся ее. Они так же будут использовать изображения своих объектов на сувенирной и печатной продукции, однако уже наравне с остальными участниками рынка, поскольку созданные ими объекты архитектуры находятся в доступных, публичных местах». Эксперт уверен, что если правильно воспользоваться предложенными изменениями, от этого выиграют и туристическая отрасль, и обычные читатели информационных ресурсов.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Новые правила распределения судебных расходов и освобождения от них
Новости онлайн