Регистрационная реформа: замминистра юстиции Павел Мороз о результатах и дальнейших планах

06:06, 14 ноября 2016
Газета: 41-44 (359-364)
Перед тем, как провести регистрационное действие, регистратор обязан проверить подлинность судебного решения, которое ему предоставили...
Регистрационная реформа: замминистра юстиции Павел Мороз о результатах и дальнейших планах

Как известно, не так давно Президент Петр Порошенко подписал закон, который успели окрестить антирейдерским. Речь идет о Законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и защиты прав собственности». Им, в частности, вводится безотлагательное уведомление госрегистратором собственника объекта недвижимого имущества, в отношении которого подано заявление о проведении соответствующих регистрационных действий, обязательная регистрация заявления собственника объекта недвижимости о запрете совершения регистрационных действий в Государственном реестре прав, восстановление регистрационных действий только по решению суда, которое вступило в законную силу, или по заявлению владельца.

О новых шагах в направлении регистрационной реформы и об их практическом значении «Судебно-юридической газете» рассказал заместитель министра юстиции Украины Павел Мороз.


Беседовала
Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»


– В Министерстве юстиции около полугода назад отмечали, что регистрационная реформа окончена, однако сейчас уже стали проявляться первые недочеты. Подскажите, какие звенья оказались слабыми, и какие изменения готовятся или уже внесены?

– Прежде всего, отмечу, что на реформу в сфере регистрации бизнеса и недвижимости, которая была начата еще в декабре прошлого года, возлагаются большие ожидания со стороны наших граждан, бизнеса и иностранных инвесторов. Так, крайне нуждались в проведении реформы сфера административных услуг и сфера защиты прав собственности. Я говорю о тех моментах, на которые Минюст может повлиять.

К первой сфере требование было такое: максимально упростить. И не просто упростить, а дать возможность любому обращению в сфере регистрации бизнеса или недвижимости быть абсолютно прозрачным, чтобы гражданин мог за относительно небольшие деньги, не стоя в очередях и не предлагая взятки, провести регистрационное действие. Эта задача на сегодняшний день выполнена. Так, сегодня функции по регистрации переданы от органов Минюста к нотариусам, аккредитованным субъектам и органам местного самоуправления. Как результат, количество государственных регистраторов увеличилось с 2 тыс. до 10 тыс., созданы условия реальной конкуренции, исчезли очереди и коррупционная составляющая. Например, у физлиц появилась возможность зарегистрироваться как предприниматель онлайн, сидя дома или в офисе. В скором будущем так же можно будет зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью.

Но существует еще одна проблема, требующая решения – недостаточная защита прав собственности. Понятие «рейдерство» не ново – оно берет начало еще с 90-х годов прошлого века. И с тех пор оно никуда не исчезло. Менялись технические возможности и законодательство, политика и экономические показатели, под это и подстраивались преступники, меняя свои схемы. Поэтому было необходимо внести некоторые коррективы, чтобы обеспечить ту вторую сферу, о которой упоминалось выше: защиту права собственности.

С начала текущего года начала работу Комиссия по вопросам рассмотрения жалоб на действия государственных регистраторов. Она была создана по требованию закона. Главная задача этого института – в краткие сроки рассматривать жалобы, связанные с ошибками в процессе регистрации. Однако так случилось, что многие жалобы были связаны с незаконными действиями регистраторов. Люди сообщали о действиях регистраторов, которые не просто допустили техническую ошибку, а умышленно совершали незаконное действие, работая в сговоре с рейдерами. Кроме того, упрощениями в сфере регистрации, которые принесла реформа, воспользовались бизнесмены, у которых был давний корпоративный конфликт с партнерами, и они не могли решить его в судебном порядке. Такие люди тоже попытались воспользоваться услугами недобросовестных регистраторов.

Когда Комиссия начала работать, появилась возможность изучать и старые, и новые схемы незаконного захвата бизнеса и недвижимости. В мае этого года была создана рабочая группа, которая на основании изученного разработала законопроект №5067 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и защиты прав собственности». Этот нормативный документ и закрыл все эти схемы на законодательном уровне. Повторяю, нормы этого документа блокируют те схемы рейдерских захватов, которые успешно работали в течение многих лет.

Например, уже более 10 лет успешно работала схема незаконной перерегистрации на основании поддельного судебного решения. Новыми нормами эта схема закрыта, так как предусмотрено, что реестр регистрации бизнеса и недвижимости должен взаимодействовать с реестром судебных решений. Это взаимодействие будет состоять в том, что регистратор при выполнении своих обязанностей будет вводить в систему судебное решение, которое ему предоставили. Система будет автоматически «подтягивать» это решение из реестра судебных решений, подтверждая таким образом его подлинность. Пока, конечно, эта система не будет работать, поскольку реестр судебных решений на сегодня еще технически не готов к этому, но уже предусмотрен переходный механизм. Состоит он в том, что регистратор обязан перед тем, как провести регистрационное действие, проверить на подлинность судебное решение, которое ему предоставили, доступным ныне способом – через реестр вручную или даже путем письменного запроса в судебную инстанцию. Раньше в обязанности регистратора такая функция не входила.

– Многие не понимают функции Комиссии по вопросам рассмотрения жалоб на действия государственных регистраторов и путают ее с неким судебным органом. Расскажите, каковы ее функции и задачи.

– Решение Комиссии никоим образом не может влиять на законность, полноту или комплектность тех документов, которые подтверждают право собственности конкретного, реального лица на тот или иной объект. Это просто регистрация права собственности на основании документов, которые подтверждают, что определенное лицо является собственником определенного имущества. Каким образом это регистрационное действие может повлиять на объем правоустанавливающих документов? Никак не может. Были случаи (около 2–3%), когда действительно происходили рейдерские захваты, но при этом со стороны регистраторов не было ни одного незаконного действия. Регистраторы действовали в рамках закона, им предоставили пакет документов, регламентированный законом, и требовать дополнительные документы они не имели права.

Регистратор должен убедиться, что все необходимые документы в наличии, в рамках своих обязанностей проверить их, и если все в порядке, он не имеет законного основания отказать в регистрации. В свою очередь, у Комиссии по вопросам рассмотрения жалоб в сфере государственной регистрации тоже нет оснований считать такую регистрацию незаконной. В таком случае у пострадавшего лица остается возможность обратиться в суд. Кроме того, если в жалобе указано, что регистрационное действие проведено на основании поддельных документов, мы всегда собираем этот пакет документов и направляем официальное уведомление в Национальную полицию, чтобы они разобрались. Это логично, если совершается рейдерский захват – в нашей стране такими случаями занимается полиция.

Немного статистики. С начала года Комиссия рассмотрела немногим больше 600 жалоб. Из них половину удовлетворила. Т. е. было около 300 случаев, когда Комиссия спасла имущество и бизнес.

Бывали случаи, когда Комиссия отказывала в допуске какой-то жалобы. Причина – жалоба была оформлена ненадлежащим образом и не отвечала нормам закона

– Известно, что Минюст разработал еще одно новшество: SMS-оповещение заинтересованных лиц. Расскажите подробнее об этом проекте. Как будет работать новая система?

– Действительно, еще одна новелла законодательства состоит в том, что регистратор, который проводит регистрационное действие, обязан оповестить всех заинтересованных лиц, которых данное регистрационное действие так или иначе касается. И если лицо, получившее такое уведомление, окажется не в курсе происходящего, будет возможность внести запрет на проведение такого действия. Запрет на 10 календарных дней – этого будет достаточно, чтобы обратиться в суд и обеспечить уже дальнейший запрет в судебном порядке.

Это, безусловно, никак не отразится на тех случаях, когда все стороны в курсе проведения тех или иных регистрационных действий, когда все прозрачно и законно. Но если кто-то захочет преступить закон, его намерения будут пресечены, а впоследствии, если будут собраны необходимые доказательства, виновные лица понесут ответственность. Так, Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и защиты прав собственности», который Верховная Рада приняла 6 октября 2016 г., предусмотрена уголовная ответственность за такие преступления – до 10 лет лишения свободы. Причем ответственность предусмотрена для всех участников рейдерского захвата: и для регистратора, и для заказчика, организатора и бенефициара, и т. д.

Отмечу, что в данном случае все целиком будет зависеть от собственника недвижимости или бизнеса. В этом процессе есть две составляющие. Первое – это то, что уже на законодательном уровне регистратор и нотариус в процессе совершения регистрационного действия обязаны сообщить о нем всем заинтересованным лицам, затронутым в данном конкретном действии. Механизм этой системы будет разработан в рамках подзаконного акта. Каким образом это будет реализоваться на практике, сейчас обсуждается. Есть несколько идей. Это может быть SMS или сообщение на электронную почту. Что касается SMS-оповещения в чистом виде, то уже запускается в тестовом режиме сервис, который будет работать до тех пор, пока не заработает система информирования заинтересованных лиц.

Есть три шага, которые заинтересованное лицо должно сделать, чтобы получать такие оповещения: получить регистрационный номер объекта недвижимости, открыть свой электронный кабинет собственника имущества, поставить там имущество на соответствующий контроль и указать свой номер телефона, куда и будут отправляться сообщения. Другими словами, это не будет задачей государственного регистратора – это будет задача самого заинтересованного собственника.

– От нотариусов поступают жалобы на сбои в работе предложенной им электронной программы. Кроме того, известно, что множество реестров не связаны между собой, что значительно усложняет работу нотариусов и регистраторов, усиливает риск ошибок и, как результат, неправомерных действий. Какая работа ведется, чтобы все эти недостатки устранить?

– Могу отметить, что нет предела в совершенствовании. Сегодня реестр действительно испытывает разного рода атаки, но они успешно отражаются. Реестры работают и надежно защищены. Ни одного случая взлома не было. Все технические проблемы, которые возникали раньше и, возможно, все еще возникают сегодня, известны. Мы работаем над устранением разного рода технических неполадок.

Отмечу, что еще летом этого года с нотариусами была проведена встреча, и им было предложено сообщать нам обо всех трудностях, которые возникают в работе с реестрами. Мы собрали эти сообщения, изучили их, и выяснилось, что 30% жалоб касались не проблем, а возникли из-за отсутствия опыта работы у самих нотариусов. Поэтому сегодня мы предлагаем нотариусам проходить обучение, чтобы им легче было работать с реестрами и программой, чтобы они могли научиться работать с новым ресурсом.

Остальные ошибки и проблемы мы устраняем, причем работаем над этим постоянно. Безусловно, я не могу утверждать, что все проблемы решены – раз жалобы поступают, значит, проблемы все еще есть. Но могу точно сказать, что количество жалоб на сегодняшний день значительно уменьшилось, и по всем замечаниям ведется работа.

– Основные претензии регистраторов и нотариусов на сегодня связаны с тем, что совершая регистрационное действие, они не видят факт отчуждения того или иного имущества. Им приходится в ручном порядке проверять множество реестров, а в таком случае велик риск ошибки. Какая работа ведется в этом направлении?

– Когда приходят жалобы на действия государственных регистраторов, их изучают специалисты, имеющие огромный опыт в регистрации. С их стороны жалоб не поступало, они не наблюдают проблем. Доступ к реестрам одинаков для нотариусов и государственных регистраторов. А одно из заданий регистратора – все проверить по всем реестрам.

Можно ли унифицировать работу реестров? Я убежден, что работа над этим ведется. Сегодня есть много идей, каким образом это реализовать. В идеале все реестры должны взаимодействовать. Однако если мы возьмем в пример опыт такой маленькой страны, как Литва, то отмечу, что у них по сей день работа по унификации реестров не завершена. Это длительный и трудоемкий процесс.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Як суддівські мантії та архітектура судів впливають на сприйняття громадянами судової влади
Новости онлайн