Сегодня, 3 октября, парламент продолжает рассматривать президентский законопроект №6232, который предусматривает изменения в Гражданском, Уголовном и Хозяйственном процессуальных кодексах и Кодексе административного судопроизводства.
Напомним, что без принятия проекта №6232 не сможет начать работу новый Верховный Суд.
Зампредседателя Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия, член Совета по вопросам судебной реформы при Администрации Президента Сергей Алексеев в эксклюзивном комментарии «Судебно-юридической газете» рассказал о позитивных и о проблемных моментах новых кодексов.
«Внесение изменений в процессуальные кодексы — неотъемлемая часть судебной реформы, которая обеспечивает именно процессуальные изменения в работе системы правосудия. При подготовке законопроекта «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты» ко второму чтению народные депутаты подали 4384 правки и предложения. Комитет по вопросам правовой политики и правосудия проделал, без преувеличения, колоссальную работу, что видно даже по процессу рассмотрения законопроекта в сессионном зале. В парламенте никогда прежде не рассматривался законопроект таких объемов и с таким количеством вносимых изменений.
Этот комплексный законопроект вводит процедуры и механизмы, которые максимально детализируют действия суда, и впервые процессуальные кодексы максимально унифицированы по структуре, механизмам и принципам. Форма и содержание постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций во всех процессуальных кодексах согласуются. Создана законодательная предпосылка для эффективного функционирования электронного суда одновременно с обычными судебными процедурами. Сейчас мы в самом начале этого пути, и в перспективе у сторон будет возможность совершать все процессуальные действия по электронной почте, с помощью средств видеосвязи и других электронных коммуникаций. Это требование времени, и наши суды должны в своей работе использовать современные технические возможности.
Еще одно важное нововведение — институт урегулирования спора с участием судьи, в производстве которого находится дело, по взаимному согласию сторон до начала рассмотрения дела по существу. Кроме того, вводится дифференциация правил рассмотрения дел в зависимости от их сложности, возможности мирного урегулирования спора, состава участников и т.п.
Внесением изменений в процессуальные кодексы обеспечивается также надлежащее функционирование нового Верховного Суда как единого для всех судебных юрисдикций суда кассационной инстанции, который будет формировать единую правоприменительную практику.
Хочу отдельно отметить введение действенных механизмов противодействия злоупотреблениям процессуальными правами, следствием которых могут быть возвращение заявления без рассмотрения, процессуальные ограничения, применение мер процессуального принуждения, дисциплинарная ответственность адвоката, прокурора и т.п.
Вводится упрощенное исковое производство, предназначенное для рассмотрения малозначительных дел, дел, связанных с трудовыми отношениями, дел незначительной сложности и других дел, для которых приоритетным является именно быстрое решение.
Учитывая, что в рамках судебной реформы у граждан Украины появилась возможность обращаться в КСУ с конституционными жалобами, необходимо было внести и определенные изменения в процессуальные кодексы. Так, лицу предоставляется право на пересмотр судебного решения по исключительным обстоятельствам в случае установления КСУ неконституционности (конституционности) закона, правового акта или их отдельных положений, примененных (не примененных) судом при решении дела, если такое решение суда еще не исполнено.
На сегодняшний день Хозяйственный процессуальный кодекс не предусматривает института свидетелей, в отличие от других процессуальных кодексов. Введение такого института в хозяйственном процессе положительно отразится на судебной практике, что также предусмотрено законопроектом.
И еще одно нововведение, которое должно ускорить процесс рассмотрения дел и сделать решения более прогнозируемыми: в административном судопроизводстве предложен процессуальный механизм рассмотрения типичных дел по примеру решения Верховного Суда по одному из таких дел (образцовому делу). Эта процедура была разработана по примеру «пилотных решений», которые принимает Европейский суд по правам человека. Это поможет уменьшить нагрузку на судей.
Среди проблемных моментов проекта можно выделить:
• существенный объем новых норм (три процессуальных кодекса изложены в новой редакции), с которыми всем участникам судебного процесса необходимо будет основательно и как можно быстрее ознакомиться;
• обеспечение своевременного начала функционирования Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы. Согласно проекту, это должно произойти через 90 дней со дня опубликования Государственной судебной администрацией Украины в газете «Голос Украины» и на веб-портале судебной власти соответствующего объявления о ее создании и обеспечении функционирования;
• вступление в силу подавляющего большинства норм проекта зависит от начала работы Верховного Суда, определенного решением его Пленума в соответствии с Законом «О судоустройстве и статусе судей», опубликованным в газете «Голос Украины».
Как известно, процесс окончательного формирования ВС еще не завершен. На данный момент Высший совет правосудия рассматривает материалы кандидатов, рекомендованных Высшей квалификационной комиссией судей на должности судей кассационных судов в составе ВС. В целом же хочу отметить, что благодаря предложенным изменениям в законодательство судам предоставляются все необходимые возможности для выполнения основной задачи судопроизводства — эффективной защиты прав и интересов человека», — подчеркнул Сергей Алексеев.