По истечении трех месяцев со дня увольнения право на денежную помощь у военнослужащего срочной службы не возникает.
Об этом сообщает пресс-служба Верховного Суда.
Такое решение принял Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда, рассмотрев дело полным составом палаты для рассмотрения дел по защите социальных прав.
Дело передано на рассмотрение палаты в связи с необходимостью отступить от заключения по применению нормы права в подобных правоотношениях, изложенного в постановлении Кассационного административного суда в составе Верховного Суда от 20 марта 2018 по делу № 276/322/17 (№ К / 9901 / 2174/17).
Истец оспаривает действия Министерства обороны Украины об отказе в выплате единовременного пособия по инвалидности, полученного при исполнении обязанностей военной службы в странах, где велись боевые действия.
Кроме того, истец указывает, что разное урегулирования вопроса выплаты спорной денежной помощи военнослужащим по контракту и военнослужащим срочной службы является дискриминацией, которая проявляется в установлении различных условий на получение единовременного денежного пособия.
Коллегия судей отступила от заключения по применению нормы права в подобных правоотношениях, поскольку ч. 6 ст. 16 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20 декабря 1991 года № 2011-ХII (в редакции, действующей с 1 января 2007 года до 1 января 2014 года) для военнослужащих срочной военной службы установлен отдельный порядок и условия выплаты одноразовой денежной помощи, согласно которым ограничено промежуток времени, в который, в случае наступления инвалидности, возникает право вийськовосл жбовцив срочной военной службы на получение единовременного денежного пособия.
Такой промежуток времени определенный периодом прохождения военной службы или не позднее чем через три месяца после увольнения со службы, но вследствие заболевания или несчастного случая, имевших место в период прохождения службы. В случае установления инвалидности в период действия указанной редакции ст. 16 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» по истечении 3 месяцев со дня увольнения со службы права на получение указанной единовременной денежной помощи у военнослужащего срочной военной службы не возникает.
Поскольку истцу впервые установлена инвалидность более чем через 20 лет после увольнения со срочной военной службы, которую он проходил с 1981 года в Республике Афганистан, то он не имеет права на получение единовременного денежного пособия по ст. 16 указанного Закона.
Также суд отметил, что прохождение военной службы по контракту и прохождения срочной военной службы являются разными видами военной службы, со своими особенностями и спецификой.
В то же время законодательством закреплено право на получение спорной денежной помощи как для военнослужащих по контракту, так и для военнослужащих срочной военной службы, в связи с чем нет оснований считать, что урегулирование законодательством условий выплаты одноразовой денежной помощи отдельно в отношении военнослужащих по контракту и военнослужащих срочной военной службы является проявлением дискриминации — разрозненным отношением к лицу с присущей ей определенной персональной признаку.
Вид военной службы нельзя считать персональным признаком в понимании понятия дискриминации, а различное регулирование условий социальной защиты — признавать ограничением в реализации или использовании правами и свободами.
Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что предусмотренные законом льготы и соцгарантии военным уже включают компенсацию морального вреда.