Зарплата работников суда будет рассматриваться в Европейском суде

18:00, 16 июня 2016
В мае 2016 года, после того, как вступило в силу постановление Кабмина №292 от 6 апреля 2016 года, согласно которому размеры должностных окладов работников аппарата местных судов существенно снижаются, открытые письма и коллективные обращения работников аппарата судов снова начали поступать.
Зарплата работников суда будет рассматриваться в Европейском суде
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Яна Собко,

«Судебно-юридическая газета»

 

В течение уже достаточно долгого времени работники аппарата судов в прямом смысле этого слова ведут борьбу за свое право на достойный уровень заработной платы.

Как показывает практика — с переменным успехом. Только в прошлом году было около 200 коллективных обращений — вплоть до исков, пока вопрос с оплатой труда урегулировали. К сожалению, ненадолго.

В мае 2016 года, после того, как вступило в силу постановление Кабмина №292 от 6 апреля 2016 года, согласно которому размеры должностных окладов работников аппарата местных судов существенно снижаются, открытые письма и коллективные обращения работников аппарата судов снова начали поступать. Хотя, такие обращения, как отмечают сами работники аппарата, являются, скорее, одним из доступных средств привлечения внимания к сложному вопросу, а не выходом из ситуации. Более действенным способом защиты прав, по их мнению, является обращение с иском в суд.

Своей позицией в этом вопросе с «Судебно-юридической газетой» поделилась руководитель аппарата Коминтерновского районного суда города Харькова Наталья Губина.

«Я работаю в Коминтерновском районном суде города Харькова более 20 лет, с 2008 года — в должности руководителя аппарата суда. Во время рабочей поездки в Польшу, ознакомившись с европейскими идеями и принципами судоустройства, я переняла еще один важный опыт — создание в судах профсоюзов для защиты своих социально-экономических и трудовых прав. Эту идею поддержали и работники аппарата нашего суда. В июне 2014 года в суде была создана профсоюзная организация.

В то время все работники аппарата судов, в т.ч. помощники судей имели одинаковые оклады, установленные на уровне минимальной заработной платы в размере 1218 грн. Огромную надежду на перемены и достойную зарплату вселил в нас Закон «О прокуратуре» от 14 октября 2014 года, которым были внесены изменения в Закон «О судоустройстве и статусе судей». В соответствии с этими изменениями, размер окладов работников суда был привязан к окладам судей, что означало их увеличение в разы. Однако, закон не исполнялся, и наши оклады оставались прежними вплоть до января 2016 года По данному вопросу наш профсоюз неоднократно обращался в высшие органы власти, но, не получив положительного ответа на свои обращения, мы приняли решение обратиться в суд. Именно сотрудники нашего суда первыми среди работников судебной системы города Харькова и Харьковской области в апреле 2015 года подали в Харьковский окружной административный суд более 15 административных исков о перерасчете заработной платы, по которым ответчиком выступила Государственная судебная администрация, являющаяся, в соответствии с законом, основным распорядителем денежных средств судов.

Законны ли были наши исковые требования? Да, абсолютно законны. Между тем, в удовлетворении всех наших исковых требований суд отказал, и апелляционная инстанция все эти решения окружного суда оставила без изменений. Тогда мы обжаловали решения судов в кассационной инстанции. Некоторым нашим сотрудникам Высшим административным судом Украины было отказано в открытии кассационного производства по их искам, что стало основанием для нашего обращения в Европейский суд по правам человека.

Когда в суды Украины было подано около 200 подобных исков, Высший административный суд Украины, обобщив практику рассмотрения этой категории дел, в постановлении Пленума №3 от 5 февраля 2016 года указал на законность требований работников судов. В тот момент нам казалось, что мы, наконец, добились справедливости, и Государственная судебная администрация начнет исполнять решения судов о перерасчете наших зарплат в соответствии с законом. Однако, как оказалось, мы находились только в начале пути. Последующие действия ГСА показали, что защищать интересы работников аппарата судов она не намерена. Как только первый иск нашего сотрудника был удовлетворен кассационной инстанцией, 1 апреля 2016 года территориальным управлением Государственной судебной администрации в Верховный Суд Украины было подано заявление о его пересмотре на основании п. 1 ч. 1 ст. 237 КАСУ.

7 апреля 2016 года ВСУ принял решение об открытии производства по указанному делу. Но т.к. рассмотрение заявления не приостанавливает исполнение судебного решения, то судебной администрацией предприняты действия, препятствующие работникам суда получать причитающуюся им по закону зарплату уже сегодня. Так, 30 мая 2016 года ТУ ГСА Украины в Харьковской области подало заявление об отсрочке исполнения вышеуказанного судебного решения до момента утверждения Государственного бюджета Украины на 2017 год по причине отсутствия бюджетных средств на 2016 год.

Таким образом, с апреля 2015 года еще ни одному работнику нашего суда не удалось получить перерасчет по заработной плате, и судебные тяжбы с Государственной судебной администрацией продолжаются.

В соответствии с положениями Закона Украины №192-VІІІ «Об обеспечении права на справедливый суд», работники судов дождались-таки справедливости — с января 2016 года мы начали получать достойную зарплату, размер которой регулировался постановлением КМУ №268 от 9 марта 2006 года. Но наша радость была омрачена тем, что с 1 мая 2016 года вступал в силу Закон «О государственной службе», в соответствии с которым размер нашей зарплаты снова значительно уменьшался. В то же время ст. 22 Конституции Украины провозглашает, что одной из конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина является недопущение их отмены или сужения содержания и объема при принятии новых законов или внесении изменений в действующие. Еще 26 февраля 2016 года Совет судей Украины принял решение №16, которым было решено обратиться к КМУ о недопустимости ухудшения существующих условий оплаты труда работников аппарата судов при установлении окладов государственных служащих в случае вступления в силу Закона Украины №889-VІІІ от 10 декабря 2015 года «О государственной службе».

Несмотря на все это, с 1 мая 2016 года оклады работников аппарата судов значительно уменьшены. Например, оклад секретаря суда снижен с 4350 грн. до 1723 грн., а руководителя аппарата суда — с 6900 грн. до 5169 грн. Условия оплаты труда помощников судей, которые теперь являются работниками патронатной службы, также ухудшены. Так начался новый этап судебной реформы для работников аппарата судов по всей Украине.

Между тем, качество работы судебной системы зависит не только от качества отправления правосудия – на него влияет и деятельность суда как организации. На одного судью приходится по несколько человек дипломированных юристов в аппарате, которые обеспечивают функционирование суда, ведение делопроизводства и статистики, не говоря уже о том, что каждый судья заинтересован иметь квалифицированного, юридически грамотного помощника.

На сегодняшний день работники нашего суда уже имеют положительный опыт совместных действий в отстаивании своих прав. В аппарате нашего суда работают высококвалифицированные юристы, которые готовы отстаивать себя в судебных инстанциях и дальше. На сегодняшний день помощниками судей нашего суда уже готовится к подаче административный иск о признании отдельных положений постановления КМУ №323 от 5 мая 2016 года незаконными и внесении в него изменений. Но главное в том, что мы не просто подаем иски по зарплате — сегодня мы отстаиваем право каждого гражданина нашей страны на справедливое правосудие».

Подробнее о том, как можно отстоять достойную зарплату в суде, читайте в статье «Деньги с боем».

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде