Новые налоги от Министерства финансов

12:55, 25 августа 2016
В начале августа на официальном сайте Министерства финансов Украины был опубликован законопроект, который предполагает внесение существенных изменений в Налоговый кодекс Украины.
Новые налоги от Министерства финансов

Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»

 

В начале августа на официальном сайте Министерства финансов Украины был опубликован законопроект, который предполагает внесение существенных изменений в Налоговый кодекс Украины.

Согласно обнародованной информации, проект был разработан рабочей группой при министерстве совместно с народными депутатами, представителями бизнеса и экспертами, а теперь представлен общественности для предложений и комментариев.

Для физических лиц основным нововведением является дополнительный вид деятельности в качестве самозанятого лица, кроме уже присутствующих в законе предпринимательской и независимой профессиональной деятельности.

«Индивидуальная деятельность» включает торговлю на рынках и в других предназначенных для торговли местах, предоставление бытовых услуг населению, занятие традиционными народными промыслами при условии, что лицо занимается этим лично (не используя наемный труд), не является наемным работником в пределах такой деятельности и не является предпринимателем (ст. 14.1.226 НКУ в редакции проекта).

Специалисты в сфере налогового законодательства и те, кто по той или иной причине следят за его эволюцией в Украине, без труда узнают в этом нововведении реинкарнацию фиксированного налога и налога на промысел. А для тех, кто осуществляет такую деятельность, новшество может оказаться как позитивным, так и негативным.

Так, данная деятельность будет облагаться налогом по фиксированной ставке 10% от минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного года (ст. 167.7 НКУ в редакции проекта). Порядок такой деятельности в ст. 177-1 проекта предполагает, что налог уплачивается авансом за периоды, в которых будет осуществляться деятельность. Это могут быть как месяцы, так и кварталы, полугодия или годы, но сумма налога рассчитывается за календарные месяцы.

К примеру, при действующем в 2016 году размере минимальной заработной платы налог будет составлять 137,8 грн в месяц. Если деятельность ведется плательщиком весь год, то сумма налога составит 1653 грн, которые он должен уплатить наперед. Если в какие-то месяцы плательщик не вел деятельность, то налог за этот период возврату не подлежит. Плательщик, осуществляющий индивидуальную деятельность, освобождается от ведения учета доходов и расходов, а также обязанности регистрироваться предпринимателем, поэтому такой порядок налогообложения может быть более выгодным для некоторых ФЛП на «упрощенной» системе налогообложения или тех, кто занимается «хэнд-мэйдом» (при условии, что это будет подходить под определение «традиционные народные промыслы»).

Кроме этого, плательщик должен подавать годовую декларацию, в которой будет указывать свой фактический доход. Согласно проекту, он ограничивается 250 размерами минимальной зарплаты в год, с превышения которых будет удерживаться налог с доходов физических лиц на общих основаниях.

Перечень услуг, предоставление которых позволяет облагать деятельность налогами как «индивидуальную», проектом четко регламентирован. В основном это «бытовые» услуги вроде ремонта техники или уборки помещений. Но в список входит, к примеру, и работа татуировщика, мастера маникюра или репетитора. Перечень же «традиционных промыслов» утверждается местными советами, так что мастера разнообразных поделок могут оказаться «за бортом», просто проживая не в том районе или городе.

В большинстве случаев введение дополнительной системы налогообложения с менее сложными условиями будет приветствоваться той частью общественности, которая является «сознательными налогоплательщиками» или платит за свою деятельность по большим ставкам. Но в этом можно увидеть и желание государства урегулировать еще одну отрасль отношений, условно находящуюся в «серой зоне» для контролирующих структур (как и любые отношения с оплатой наличными, но без возможности зафиксировать факт оплаты). Последнее, без сомнения, вызовет недовольство. Можно отметить и тот факт, что введение подобных простых систем вроде уплаты за фиксированный патент (фиксированный налог) или налога на промысел в начале 1990-х гг. как раз и служило средством государственного контроля доходов от стихийной торговли и предоставления мелких бытовых услуг. На данном этапе последствия введения такого новшества видятся неоднозначно.

Подробнее о предложенных изменениях читайте в статье «Проект изменений в Налоговый кодекс от Минфина: реформирование или укрепление власти?».

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Чи потрібно набирати нових суддів
Сегодня день рождения празднуют
  • Олег Малинников
    Олег Малинников
    судья Шевченковского районного суда Киева