Нацагенство по возврату коррупционных активов: истинные цели и полномочия

18:45, 30 августа 2016
Ситуация с возвратом государству арестованных активов на сегодня сложилась непростая. Как утверждают эксперты, только 78 382 грн из ожидаемых 7,74 млрд грн, конфискованных от коррупционных преступлений, были возвращены украинцам в I половине 2016 года.
Нацагенство по возврату коррупционных активов: истинные цели и полномочия

Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»

 

Ситуация с возвратом государству арестованных активов на сегодня сложилась непростая.

Как утверждают эксперты, только 78 382 грн из ожидаемых 7,74 млрд грн, конфискованных от коррупционных преступлений, были возвращены украинцам в I половине 2016 года.

По мнению специалистов, положение поможет исправить Национальное агентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Оно было создано в феврале 2016 года с целью упорядочения процесса управления имуществом, арестованным во время досудебного расследования коррупционных преступлений, а также получения прибыли от реализации активов, конфискованных у коррупционеров по решению суда.

Напомним, создание этого органа было одним из требований Европы в вопросе визовой либерализации. Соответственно, на его создание из Государственного бюджета выделяются большие средства. Возникает вопрос: действительно ли это агентство будет помогать в возвращении арестованных активов, или это очередной орган по борьбе с коррупцией, на деятельность которого государство будет тратить большие деньги?

Во исполнение требований ЕС

Еще в ноябре прошлого года Верховная Рада Украины приняла ряд законопроектов по усилению антикоррупционного законодательства. Их принятие было в числе обязательств украинской власти в контексте плана действий по визовой либерализации. В этот пакет вошел и Закон «О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений». А уже в феврале 2016 года постановлением Кабинета Министров №104 от 24.02.2016 года «О создании Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений» был создан и сам этот орган.

«Парламент принял ряд законов, которые были инициированы правительством, по усилению антикоррупционного законодательства. Сейчас правительство выполнило свой долг и приняло постановление о создании Национального агентства по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными коррупционным путем», — прокомментировал тогда ситуацию министр юстиции Павел Петренко.

По его словам, аналогичные органы существуют во всех без исключения странах Европейского Союза. Они имеют возможность по запросу следователя оперативно получить информацию о средствах, имуществе и других зарубежных активах лица, которое подозревается в совершении преступления.

По запросам

Планируется, что Нацагентство по запросу правоохранительных органов будет осуществлять поиск активов как в Украине, так и за рубежом, вести реестр арестованного и конфискованного по уголовным производствам имущества и управлять им. Согласно идее разработчиков профильного закона, агентство должно получить полный доступ ко всем национальным реестрам и предоставлять необходимую информацию из них на запросы правоохранительных органов в течение короткого срока.

Таким образом, как уверяют специалисты, удастся существенно оптимизировать работу Генеральной прокуратуры, Службы безопасности, Министерства внутренних дел, Государственного бюро расследований, Национального антикоррупционного бюро и Государственной фискальной службы. Также агентство будет сотрудничать с аналогичными органами других стран, что позволит определять наличие полученного незаконным путем имущества украинских граждан на их территории.

Ст. 10 Закона №772-VIII от 10 ноября 2015 года «О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений» говорит о том, что с целью выполнения своих функций Нацагентство по решению своего председателя или его заместителя истребует и бесплатно получает в установленном законом порядке от государственных органов, органов местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения его обязанностей.

Субъекты, которым адресован такой запрос, обязаны предоставить соответствующую информацию безотлагательно, но не более, чем в течение трех рабочих дней со дня его поступления. В случае невозможности предоставления информации субъект должен безотлагательно сообщить об этом агентству в письменной форме с обоснованием причин. По обращению соответствующего субъекта Национальное агентство может продлить срок предоставления информации не более, чем на два календарных дня. Непредставление Нацагентству по его запросу информации, предоставление заведомо недостоверной информации или не в полном объеме, нарушение установленных законом сроков ее предоставления, уведомление третьих лиц о том, что о них собирается такая информация, запрещаются и влекут за собой ответственность, предусмотренную законом.

Кроме этого, Нацагентство имеет доступ к Единому реестру досудебных расследований (в порядке и объеме, определенном общим приказом Генеральной прокуратуры Украины и Национального агентства); автоматизированным информационным и справочным системам; реестрам и банкам данных, держателями (администраторами) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления; пользуется государственными, в т.ч. правительственными средствами связи и коммуникации, сетями специальной связи и другими техническими средствами и пр.

Таким образом, исходя из норм закона, одной из основных функций агентства будет истребование в установленном законом порядке в короткие сроки (максимум пять дней) информации от государственных органов, органов местного самоуправления и предоставление ее другим правоохранительным органам. Сейчас же, к примеру, следователи, по словам экспертов, ожидают ответов на запросы в течение достаточно длительного времени, что иногда составляет более трех месяцев.

Но возникает вопрос: если это одна из основных функций агентства, то не легче ли было бы просто открыть реестры для правоохранительных органов и предоставить им возможность быстро получать ответы на свои запросы? Неужели вместо того, чтобы внести изменения в законодательство, проще создать целый новый орган?

Как утверждают специалисты, само по себе Национальное агентство не является правоохранительным органом.

«Оно не может самостоятельно арестовывать имущество, а призвано предоставлять помощь действующим правоохранительным органам, таким как: Специальная антикоррупционная прокуратура, Национальное антикоррупционное бюро, Государственное бюро расследований и др.», — отметила член конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность руководителя Нацагентства, исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк.

Однако, законом предусмотрено, что агентство может составлять протоколы об административных правонарушениях, отнесенных законом к его полномочиям, и применяет предусмотренные законом меры по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях. Кроме этого, оно имеет счета в органах Государственной казначейской службы Украины и государственных банках.

Юрисдикция агентства будет распространяться на имущество, на которое наложен арест без права пользования. Для распоряжения таким имуществом агентство будет определять третьих лиц на основе открытого конкурса. Реализоваться это имущество будет преимущественно после вступления в законную силу решения суда.

Исключение составит лишь имущество, которое быстро теряет ценность или может испортиться. А чтобы работу нового органа могла оценить общественность, на его базе будет создан реестр арестованного имущества с указанием фамилий следователей, которые инициировали аресты, и судей, принявших соответствующие решения.

По словам специалистов, для того, чтобы быстро обрабатывать огромные массивы информации, необходимо разработать специальное программное обеспечение. В агентстве также создадут единый реестр, который будет отражать ситуацию со всем арестованным имуществом. «Это будет единый консолидированный реестр, где будут собирать информацию с описанием имущества и деталями относительно судей и следователей, которые наложили аресты», — отметила Дарья Каленюк. Если в определенный момент арест с имущества сняли, то эта информация также будет отображаться в реестре.

При этом агентство будет осуществлять управление арестованным имуществом, стоимость которого превышает 200 минимальных заработных плат. Это будет касаться исключительно арестов имущества с лишением права пользования. В случае ареста счетов средства будут перечисляться на специальный депозитный счет агентства в государственном банке. Если в итоге суд примет решение в пользу владельца, то эти деньги вместе с начисленными процентами будут переходить в его собственность, а если нет — в собственность государства.

Также агентство сможет проводить оценку и передавать на реализацию имущество, которое со временем теряет стоимость, если это подтверждает соответствующее решение суда. Его оценку перед продажей должны проводить независимые эксперты, а вырученные средства также будут помещаться на специальный депозитный счет до решения суда. Конфискованное имущество стоимостью более 10 тыс. минимальных зарплат будет реализовываться агентством через межведомственную комиссию по вопросам реализации активов.

Читайте подробнее об этом статье «Нацагентство по возврату активов: прибыль или растрата для государства?».

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Зарплати суддів: що мав на увазі КСУ, визнавши окремі норми неконституційними
Сегодня день рождения празднуют
  • Николай Сенько
    Николай Сенько
    судья Святошинского районного суда Киева