Судебная практика решения админсудами споров с органами РАГС

14:35, 9 декабря 2016
Высший административный суд Украины обобщил практику разрешения административными судами споров, возникающих в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния.
Судебная практика решения админсудами споров с органами РАГС
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Виктория Никитина,

«Судебно-юридическая газета»

 

Высший административный суд Украины обобщил практику разрешения административными судами споров, возникающих в связи с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния.

Об этом идет речь в Постановлении Пленума ВАСУ от 29.09.2016 года 12.

Так, результаты обобщения свидетельствуют о достаточно неоднородной судебной практике по рассмотрению и разрешению дел, связанных с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния.

Высший админсуд считает, что для обеспечения одинакового применения как положений материального права, согласно Закону «О государственной регистрации актов гражданского состояния» и Правилами внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их возобновление и аннулирование, утвержденные приказом Министерства юстиции Украины, так и положений КАС Украины суды должны учитывать следующее.

1. С учетом положений статей 1, 3, 17 КАС Украины, с учетом того, что орган государственной регистрации актов гражданского состояния является государственным органом - субъектом властных полномочий, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию актов гражданского состояния, которая имеет публично-правовую природу, спор об отказе органа государственной регистрации актов гражданского состояния внести изменения в актовую запись гражданского состояния по заявлению лица следует квалифицировать как публично-правовой спор, относящийся к административной юрисдикции.

Предметом спора об отказе органа государственной регистрации актов гражданского состояния внести изменения в актовую запись гражданского состояния по заявлению лица является собственное решение, действие или бездействие соответствующего органа, а не наличие у лица личного неимущественного права.

При рассмотрении дел, связанных с отказом органа государственной регистрации актов гражданского состояния, недопустим выход административного суда за пределы публично-правовых аспектов дела и установление юридических фактов, имеющих значение для внесения изменений в актовые записи гражданского состояния. Суд не уполномочен устанавливать достоверность обстоятельств, заверенных представленными документами, или иным способом устанавливать юридические факты; такие дела относятся к гражданской юрисдикции и решаются, в частности, в порядке особого производства.

2. В аспекте предметной подсудности, в соответствии с ч. 2 ст. 18 КАС Украины, дела рассматриваемой категории подсудны окружным административным судам. Рассмотрение таких дел с применением альтернативной подсудности (местным общим судом как административным судом или окружным административным судом), как это определено ч. 3 ст. 18 КАС Украины, противоречит правовой природе ответчика — государственного органа, которым является орган государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. В аспекте территориальной подсудности к делам исследуемой категории применяются положения ч. 2 ст. 19 КАС Украины, которой определена альтернативная подсудность — по месту жительства (пребывания) истца или по месту нахождения ответчика. При определении местонахождения ответчика следует принимать во внимание, что надлежащим ответчиком по делам исследуемой категории является орган государственной регистрации актов гражданского состояния, уполномоченный на рассмотрение соответствующих заявлений физических лиц ч. 3 ст. 22 Закона «О государственной регистрации актов гражданского состояния» и п. 2.1 Правил внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их восстановления и аннулирования. В подавляющем большинстве случаев — это орган государственной регистрации актов гражданского состояния по месту жительства истца.

4. Надлежащим истцом по делам исследуемой категории является лицо, наделенное правом обращения в орган государственной регистрации актов гражданского состояния с заявлением о внесении исправления или изменения в актовую запись гражданского состояния. Такие лица определены ч. 2 ст. 22 Закона «О государственной регистрации актов гражданского состояния» и п. 2.5 Правил внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их восстановления и аннулирования.

При определении надлежащего истца судам следует учитывать, что лицо может обращаться по внесению изменений в актовую запись, составленную в отношении этого лица; при этом сами изменения могут касаться персональных данных другому лицу. В то же время лицо, которому принадлежат персональные данные, не может требовать их изменений в актовых записях, составленных в отношении другого лица, кроме случаев, когда один из родителей, опекун или попечитель ребенка, опекун недееспособного лица, представитель органа опеки и попечительства обращается с соответствующим требованием в интересах и по актовой записи в отношении лица, которое имеет право на подачу такого заявления, однако вследствие недееспособности (ограниченной, частичной или неполной дееспособности) не может воспользоваться этим правом лично.

Особым является случай обращения наследника умершего о внесении изменений в актовую запись гражданского состояния умершего. Внесение изменений в актовые записи гражданского состояния, которые отражают определенные личные неимущественные права лица, после смерти лица не могут осуществляться в защиту прав умершего. Наследник умершего, обращаясь о внесении таких изменений в отношении умершего, имеет целью защиту своих собственных прав, свобод и интересов.

При рассмотрении дел о внесении изменений в актовые записи о персональных данных родителей истца необходимо принимать во внимание и свое отношение этих других лиц к таким изменениям. Особенно осторожно следует относиться в таких случаях к изменению персональных данных умерших, собственная воля которых по этим вопросам не может быть установлена.

5. Законодательство не предусматривает возможности выступать истцом по таким делам юридическим лицам. В то же время необходимо законодательное уточнение о возможности обращения с требованием о внесении изменений в актовые записи об умершем юридическом лице, которое является наследником по завещанию.

Судебная практика свидетельствует о наличии несогласованности положений Законов «О государственной регистрации актов гражданского состояния» и «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей»; отдельные положения последнего требуют предоставления юридическому лицу право обращения в органы государственной регистрации актов гражданского состояния. Законодатель должен устранить указанную несогласованность двух законодательных актов.

6. Особую группу составляют дела, связанные с обжалованием отказа органов государственной регистрации гражданского состояния внести изменения в актовые записи гражданского состояния по установлению или изменению национальности лица, в отношении которого внесена запись, или его родителей.

Суды должны учитывать, что действующим законодательством Украины не предусмотрено указание в актовых записях гражданского состояния и свидетельствах о государственной регистрации актов гражданского состояния национальности родителей ребенка или лиц, вступающих в брак. Тем самым обеспечивается равенство всех — независимо от национальности или этнического происхождения, — а также право лица свободно выбирать и восстанавливать национальность. В связи с этим следует признать, что требования об установлении (изменении) национальности лица в актовых записях гражданского состояния не относятся к юрисдикции административных судов, а соответствующие исковые заявления должны возвращаться истцам без открытия производства по соответствующим делам.

7. Необходимо обратить внимание судов на то, что не может приниматься во внимание Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 07.07.1995 года №12 «О практике рассмотрения судами дел об установлении неправильности записи в актах гражданского состояния» как таковая, которая не соответствует действующему законодательству Украины.

8. Неподсудность административным судам дел, связанных с установлением (изменением) национальности лица, не исключает учета при рассмотрении дел по спорам, связанным с отказом органов государственной регистрации актов гражданского состояния во внесении изменений в актовые записи гражданского состояния, аргументов, связанных с национальными традициями истца, национальная принадлежность которого, заявленная им, не оспаривается.

С полным текстом данного анализа можно ознакомиться по ссылке.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Павло Григорович
    Павло Григорович
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва