Вячеслав Хрипун,
Наталья Мамченко
«Судебно-юридическая газета»
Как известно, члены Общественного совета добросовестности при Высшей квалификационной комиссии судей сейчас готовятся обнародовать свои декларации по форме, аналогичной электронной декларации. Однако, обнародовать — это одно дело, а совсем другое — нести ответственность за предоставление недостоверных данных.
Так, законопроектом №5318 предлагается отнести к субъектам, на которых распространяется действие Закона «О предотвращении коррупции», лиц, входящих в состав Общественного совета добросовестности при ВККС. Тем самым на них распространятся положения данного закона об ограничении использования своего положения, получении подарков, о предотвращении получения взяток и об урегулировании конфликта интересов. Например, конфликтом интересов может стать тот факт, что член ОСД анализирует документы своих родственников, претендующих на должности в Верховный Суд. Подробнее также читайте по ссылке.
На указанных лиц предлагается распространить установленный Законом «О предотвращении коррупции» режим финансового контроля, в т.ч. по представлению и обнародованию электронных деклараций на сайте НАПК.
Также предусматривается механизм установления своевременности подачи указанными лицами деклараций. В частности, обязанность проверять факт предоставления членами конкурсных комиссий, Общественного совета добросовестности при ВККС, Совета общественного контроля при НАБУ предлагается возложить на государственные органы, в которых или при которых они созданы.
Отнесение указанных лиц к должностным лицам, которые занимают особо ответственное положение, будет иметь следствием также и то, что их незаконные действия можно будет квалифицировать по ст. 368 «Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом», ст. 368-2 «Незаконное обогащение», ст. 369 «Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу» и ст. 382 «Невыполнение судебного решения» Уголовного кодекса, а преступления, совершенные ими, будут расследоваться ГБР и НАБУ.
Законопроект №5318-1 от 11.11.2016 года является альтернативным законопроекту №5318. Основное их отличие заключается в круге субъектов, на которых предлагается распространить обязанность подавать электронные декларации. В частности, в последнем варианте авторы (а это уже группа депутатов) убрали из перечня получателей грантовой помощи.
Подробнее об этом читайте в статье «Декларации против грантов».