Всеукраинская ассоциация админсудей призывает не допустить кадровый коллапс в судебной системе

17:00, 19 декабря 2016
Ассоциация административных судей обратилась с призывом не допустить кадрового коллапса в судебной системе.
Всеукраинская ассоциация админсудей призывает не допустить кадровый коллапс в судебной системе

Яна Собко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Всеукраинская ассоциация административных судей обратилась с призывом не допустить кадрового коллапса в судебной системе.

Всеукраинская ассоциация административных судей, которая является членом Европейской ассоциации европейских судей, представляющей интересы судей во всех официальных институтах Совета Европы и Европейского Союза, обратилась с обращением к президенту Украины, председателю Верховной Рады Украины, председателю Комитета ВР Украины, в котором высказала просьбу поддержать инициативу юридического сообщества Украины по недопущению кадрового коллапса в судебной системе в связи с инициативами отдельных политиков, направленными на увольнение судей-«пятилеток».

Ассоциация обращает внимание, что в своем подавляющем большинстве — это несколько сотен профессиональных судей, которые подтвердили перед Высшей квалификационной комиссии судей Украины способность осуществлять правосудие, но не были назначены Верховной Радой Украины, а другие — ждут окончания срока полномочий и проведения оценки их работы со стороны ВККС, которые и в дальнейшем способны осуществлять правосудие и на становление которых государством затрачены огромные ресурсы.

Ассоциация также обращает внимание, что к подавляющему большинству этих судей отсутствуют претензии не только со стороны юридического сообщества и с точки зрения профессиональной подготовки, но и со стороны общественности.

Однако, в угоду политическим дивидендам и увеличению электоральной поддержки за счет невзвешенных инициатив отдельные политические силы пытаются привести к срыву реформ в сфере правосудия и не исключено, что следствием таких инициатив и увольнения судей-«пятилеток» могут стать массовые обращения таких судей в Европейский суд по правам человека, практика которого дает основания полагать, что обращение этих судей могут найти поддержку в ЕСПЧ.

Во взаимосвязи с изложенным, Ассоциация напоминает о том, что несколько судов в Украине уже не работают в связи с отсутствием судей, в 65 судах работает по одному судье, а в 191 — по два судьи, что не позволяет полноценно осуществлять правосудие и указывает на существенный кадровый голод в судебной системе. Между тем, судьи, у которых имеются полномочия, вынуждены работать с чрезмерной нагрузкой, что в свою очередь влияет на сроки рассмотрения дел и может повлиять на качество принятых судебных решений.

Отмечается также, что надлежащее функционирование судебной власти является одной из основ правовой стабильности в государстве, а сама судебная власть является инструментом защиты суверенитета страны, прав, свобод и интересов человека — независимо от желания отдельных сил ослабить ее и подорвать тем самым основы государственности Украины. Между тем, судебная власть, при поддержке государства, должна продолжать свое качественное развитие и оставаться независимой, сильной и самодостаточной ветвью власти, способной защищать интересы граждан.

В связи с этим обращается внимание, что к внесенному президентом Украины проекту Закона Украины №5180 «О Высшем совете правосудия» предложены поправки, в частности, №995, №998, которыми, в рамках предложений к п. 13 раздела ХІІ «Заключительные и переходные положения» проекта закона, предлагаются положения, по сути, об автоматическом увольнении судей-«пятилеток» в связи с окончанием срока, на который они были назначены, которые (поправки — прим. ред.) по сути нивелируют факт их работы в должности судьи в течение пяти лет. 

Учитывая это, а также с целью обеспечения прав граждан на доступ к правосудию, Ассоциация обратилась с просьбой не поддерживать указанные выше поправки, принятие которых приведет к ухудшению кадрового обеспечения в судебной системе и, соответственно, еще больше ограничит право граждан на доступ к правосудию.

В то же время в рамках развития норм, предложенных президентом Украины в проекте Закона «О Высшем совете правосудия», Ассоциация обратилась с просьбой поддержать при принятии этого проекта предложения Высшего административного суда Украины, изложенные в приложении к письму от 12.12.2016 года, в частности, изменений в пункты 17 и 30 раздела XII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей».

Так, в п. 17 раздела XII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» предлагается вместо второго предложения дополнить предложением следующего содержания: «Судьи, полномочия которых прекращаются в связи с окончанием такого срока и которые изъявили намерение продолжить судейскую карьеру, подав до вступления в силу настоящего Закона заявление об избрании судьей бессрочно или подав после вступления в силу настоящего Закона заявление о проведении оценивания для целей назначения на должность судьи, остаются в штате суда и могут быть назначены на должность судьи в порядке, установленном настоящим Законом после подтверждения их соответствия занимаемой должности по критериям компетентности, профессиональной этики или добропорядочности по результатам квалификационной оценки, проводимой в порядке, установленном настоящим Законом, кроме случаев подтверждения их соответствия занимаемой должности по результатам прохождения квалификационного оценивания, проведенного до вступления в силу настоящего Закона».

В свою очередь п. 30 раздела XII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» предлагается дополнить абзацем следующего содержания: «По решению указанного вопроса, указанные судьи остаются в штате суда. В случае принятия Высшим советом правосудия положительного решения о назначении судьи на должность, в соответствии с положениями настоящего пункта, наличии рекомендации Высшей квалификационной комиссии судей Украины об избрании такого судьи бессрочно, предоставленной в течение двух лет до вступления в силу настоящего Закона, приравнивается к прохождению в соответствии с положениями настоящего закона квалификационного оценивания и подтверждения способности судьи осуществлять правосудие в соответствующем суде».

Ассоциация считает, что принятие указанных предложений повысит авторитет Украины как правового государства; позволит обеспечить качественное кадровое обеспечение в судебной системе; придаст одинаковую юридическую значимость решениям Высшей квалификационной комиссии Украины, принятых в разные периоды в рамках установления способности судьи осуществлять правосудие.

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Чи потрібно набирати нових суддів