Отмена общего надзора в органах прокуратуры: хорошо или плохо?

11:15, 28 декабря 2016
Хотя на законодательном уровне функцию общего надзора в прокуратуре убрали, однако на практике некоторые прокуроры все же ее исполняют.
Отмена общего надзора в органах прокуратуры: хорошо или плохо?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Яна Собко,

«Судебно-юридическая газета»

 

Хотя на законодательном уровне функцию общего надзора в прокуратуре убрали, однако на практике некоторые прокуроры все же ее исполняют.

Согласно Закону «О прокуратуре» от 14 октября 2014 года, были отменены функции прокуратуры по надзору за соблюдением и применением законов (так называемый «общий надзор»). В п. 1 переходных положений указанного закона закреплена норма о том, что прокуратура выполняет функцию надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Хорошо это или плохо, эксперты спорят до сих пор. Одни указывают на то, что соответствующая деятельность является рудиментом советской эпохи, другие же считают, что отмена функции общего прокурорского надзора — это смена правовой природы института прокуратуры как некоего универсального органа государственного контроля и преобразование ее в специализированный орган, который выходит за пределы уголовной сферы, только осуществляя представительство в суде интересов граждан или государства.

Кроме этого, многие специалисты утверждают, что хотя на законодательном уровне функцию общего надзора в прокуратуре убрали, однако на практике некоторые прокуроры все же ее исполняют. «Судебно-юридическая газета» попыталась разобраться, что же на самом деле происходит в данном вопросе.

Хотя с момента отмены функции прокуратуры по общему надзору прошло уже около двух лет, эксперты до сих пор продолжают обсуждать этот вопрос. Ходит слух, что де-факто это функция осталась.

Де-юре, как уже упоминалось, на основании Закона «О прокуратуре» от 14 октября 2014 года общий надзор убрали, и это можно расценивать как либерализацию надзорной политики государства, законодательную волю на предоставление бизнесу большей свободы (хотя нельзя исключить попытки вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий с помощью уголовно-процессуального инструментария). Перед тем, как это произошло, специалисты отмечали, что отмена общего надзора представляется довольно радикальной мерой, тогда как умеренной альтернативой могли бы стать детальная регламентация порядка и создание правовых барьеров для злоупотребления служебными полномочиями.

«Имеет место определенная проблематика, связанная с отменой общего надзора. Так, продолжается практика поступления в органы прокуратуры сотен обращений от граждан и народных депутатов, которые касаются вопросов общего надзора. У нас отменен общий надзор, подразделения ликвидированы, а работники, которые этим занимались, переведены в другие структуры или сокращены. Но до сих пор от 40% до 60% обращений, поступающих в местные прокуратуры и Генпрокуратуру, касаются вопросов общего надзора, т.е. проверок, которые должны проводить контролирующие органы.

К сожалению, после ликвидации общего надзора в органах прокуратуры реальная система контролирующих органов, которая должна была заменить прокуроров, не создана, а предоставление гражданам разъяснений о том, что это не относится к компетенции прокуратуры, не способствует повышению ее авторитета», — отмечал ранее и.о. генпрокурора, а на данный момент проректор Национальной академии прокуратуры Украины Юрий Севрук. Такая ситуация, по его словам, сложилась на практике.

Почему об отмене функции прокуратуры по осуществлению общего надзора спорят до сих пор, читайте в статье «Отмена общего надзора: хорошо или плохо?».

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде