Недавно Офис реформ административных услуг опубликовал свой вариант закона «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине».
Это вызвало волну беспокойства общественности по поводу возможного усиления ответственности за нарушение сроков регистрации места жительства. Однако суть законопроекта и фундаментальность предлагаемых изменений остались незамеченными, передает Укррудпром.
Прежде всего, законопроектом предлагаются коренные изменения института регистрации места проживания. Вводится так называемый «декларативный» принцип регистрации места жительства.
То есть, для осуществления регистрации или снятия с регистрации по месту жительства гражданин должен будет представить только один документ — декларацию. При осуществлении такой регистрации от заявителя не требуется присутствие, подпись, письменное согласие или иной документ от владельца.
В подтверждение информации изложенной в декларации от лица запрещено требовать любые дополнительные документы. Также предусмотрена возможность регистрации с подачей декларации онлайн или лично. Такие изменения воспринять очень непросто, а у владельцев жилья возникает множество вопросов.
Следовательно, если при регистрации места жительства не нужно будет подтверждать информацию, которая излагается в декларации, а также отсутствует необходимость в присутствии или отдельном разрешении владельца жилья на проведение регистрации лица, то каким образом владельцы смогут узнать, если по адресу их недвижимости зарегистрируются какие-то лица?
Предусмотрен ли законопроектом механизм защиты от таких недобросовестных действий?
Во-первых, законопроектом установлено, что собственник в любом случае информируется органами регистрации о том, что по адресу принадлежащего ему жилья было проведено регистрацию или снятие с регистрации любого лица.
Но необходимо позаботиться о том, чтобы контактные данные владельца были внесены в Единую информационную систему.
Во-вторых, проект не регулирует отношения по поводу возникновения, перехода, прекращения права на проживание в жилье, а сам по себе факт регистрации или снятия с регистрации места жительства не является:
Закрепление таких положений также является сутью декларативного подхода к регистрации места жительства. В-третьих, закрепляются основания и порядок проведения проверки места жительства.
Определено, что регистрация места жительства аннулируется в случае, если актом проверки места проживания будет установлено, что лицо не проживало в квартире в момент регистрации его места жительства (было предоставлено недостоверные сведения).
Таким образом, если кто-то зарегистрируется в вашем жилье без надлежащего правового основания и фактически проживая в нем, достаточно будет провести проверку места жительства такого лица и аннулировать его регистрацию.
С момента аннулирования регистрационных действий и до момента исполнения постановления о наложении на лицо административного взыскания, орган регистрации должен осуществить полную блокировку регистрационных действия в отношении такого лица.
То есть нарушитель нигде не сможет зарегистрироваться, пока не оплатит штраф. За подачу лицом недостоверных сведений с целью регистрации места жительства предусмотрена административная ответственность в размере 1700 гривен.
Введение декларативного принципа регистрации места жительства направлено на значительное улучшение процесса регистрации и внедрение кардинально нового, прогрессивного подхода к данному вопросу.
Если же учитывать реформы, которые происходят в области здравоохранения и образования, то введение декларативного принципа является едва ли не единственным путем для решения проблем, возникающих например, у лиц, не имеющих возможности отдать своих детей в школу в том районе, где проживают за отказа арендодателя содействие в регистрации их места жительства.
Однако, будет ли принят предлагаемый проект Закона и каким образом все это будет происходить на практике пока сказать очень трудно. Ведь то, что красиво выглядит на бумаге, не всегда является таковым в реальной жизни.