Миндоходов рассказало, какие сделки признаются недействительными

10:40, 19 июня 2013
В своем письме от 27.05.2013 г. № 3642/6/99-99-19-04-01-15 Министерство напоминает, что органы ГНС при осуществлении контрольно-проверочной работы могут отражать в акте проверки признак недействительности (ничтожества) правовых сделок, при этом доначисление налоговых обязательств должно осуществляться исключительно за нарушение норм налогового законодательства.
Миндоходов рассказало, какие сделки признаются недействительными

В своем письме от 27.05.2013 г. № 3642/6/99-99-19-04-01-15 Министерство напоминает, что органы ГНС при осуществлении контрольно-проверочной работы могут отражать в акте проверки признак недействительности (ничтожества) правовых сделок, при этом доначисление налоговых обязательств должно осуществляться исключительно за нарушение норм налогового законодательства.

Миндоходов в письме от 27.05.2013 г. № 3642/6/99-99-19-04-01-15 уведомило о законодательных положениях относительно признания сделок недействительными.

В частности, в документе Министерства обозначается следующее:

1. Относительно права органов ГНС Украины устанавливать факт недействительности/ничтожества правовых сделок

Миндоходов напоминает, что в случае выявления во время осуществления контрольно-проверочной работы правовых сделок, противоречащих интересам государства и общества, орган ГНС должен отразить указанное в акте проверки.

В то же время необходимо учитывать, что наличие должным образом заключенного договора (действующего) между субъектами хозяйствования заранее не может свидетельствовать об осуществлении субъектом хозяйствования законной хозяйственной деятельности. В случае обнаружения органом ГНС нарушения налогоплательщиком норм действующего законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности такому налогоплательщику доначисляются соответствующие суммы налоговых обязательств.

Следовательно, органы ГНС при осуществлении контрольно-проверочной работы могут отражать в акте проверки признак недействительности (ничтожества) правовых сделок, при этом доначисление налоговых обязательств должно осуществляться исключительно за нарушение норм налогового законодательства.

2. Относительно нарушения налогового законодательства третьими лицами, а не самими предприятиями, которые проверяются

Право предприятия на получение возмещения НДС зависит от уплаты указанного налога в цене приобретения товара, использования приобретенного товара в хозяйственной деятельности и подтверждения указанной операции соответствующими первичными документами.

Предприятие не несет ответственности по обязательствам контрагента. Именно контрагент должен нести ответственность за свои нарушения.

Вместе с тем если орган ГНС докажет, что при осуществлении хозяйственной деятельности, даже при наличии всех первичных документов, налогоплательщиком осуществлена незаконная хозяйственная деятельность, направленная на получение налоговой выгоды за счет бюджета, такой налогоплательщик не имеет права на получение возмещения НДС и формирование расходов по налогу на прибыль.

При отсутствии факта приобретения товаров или услуг или в случае если приобретенные товары или услуги не предназначены для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика, соответствующие суммы не могут включаться в состав расходов для целей обложения налогом на прибыль или налогового кредита по НДС при наличии формально составленных, но недостоверных документов либо уплаты средств.

Таким образом, если субъектом хозяйствования осуществлена законная хозяйственная деятельность и по ее результатам правомерно сформирован налоговый кредит по НДС и расходы по налогу на прибыль, бесспорно, такой субъект хозяйствования имеет право на получение бюджетного возмещения по НДС и уменьшения налогооблагаемой прибыли на осуществленные расходы.

3. Относительно обжалования актов проверок налоговых органов

Налогоплательщик на свое усмотрение определяет, нарушены ли его права решениями, действием или бездеятельностью субъекта властных полномочий. Однако эти решения, действие или бездеятельность должны быть такими, которые порождают, изменяют или прекращают права и обязанности в сфере публично-правовых отношений.

Вместе с тем выводы акта проверки и, собственно, сам акт проверки не являются решением органа властных полномочий, а следовательно, не связаны для налогоплательщика с наступлением любых юридических последствий и не влияют на его права, обязанности и законные интересы, что, в свою очередь, исключает возможность их обжалования таким налогоплательщиком в судебном порядке.

 

Источник

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Новые правила распределения судебных расходов и освобождения от них
Новости онлайн