Итоги недели: принятые законы, новости с фронта отчетности, законодательные инициативы

18:00, 21 июня 2013
Текущая правовая неделя для бизнес-среды ознаменовалась принятием и вступлением в силу множества важных нормативных актов, разъяснениями действующих норм в сфере отчетности, доходов и сборов, а также очередной порцией законодательных инициатив. О наиболее важных из них мы расскажем в очередном еженедельном дайджесте.
Итоги недели: принятые законы, новости с фронта отчетности, законодательные инициативы

Текущая правовая неделя для бизнес-среды ознаменовалась принятием и вступлением в силу множества важных нормативных актов, разъяснениями действующих норм в сфере отчетности, доходов и сборов, а также очередной порцией законодательных инициатив. О наиболее важных из них мы расскажем в очередном еженедельном дайджесте.

Документы, вступившие в силу

1. Новый порядок регистрации прав на землю гос- и коммунальной собственности.16 июня 2013 г. вступилв силу Закон № 233-VII, которым внесены изменения в некоторые законы Украины относительно усовершенствования порядка государственной регистрации вещных прав на земельные участки государственной и коммунальной собственности в связи с их разграничением.

Изменениями предусмотрено, что решение органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о передаче земельных участков в собственность либо пользование (постоянное пользование, аренда, пользование земельным участком для сельскохозяйственных потребностей (эмфитевзис), пользование чужим земельным участком для застройки (суперфиций), сервитут) принимается без осуществления государственной регистрации права государства или территориального общества на такие земельные участки, кроме случаев, когда право собственности на земельные участки гос- или коммунальной собственности уже зарегистрировано в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество.

 

2. Срок действия процедуры погашения задолженности предприятиями ТЭК. 16 июня 2013 г. вступил в силу Закон № 238-VII, вносящий изменения в Закон «О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса», в соответствии с которыми процедура погашения задолженности предприятиями ТЭК будет действовать до 1 января 2014 года.

Также изменения внесены в Раздел X «Заключительные и переходные положения» Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», которыми предусматривается, что положения этого Закона относительно осуществления по делам о банкротстве предприятий ТЭК, участвующих в процедуре погашения задолженности на условиях, установленных Законом «О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса», применяются с учетом особенностей, определенных указанным Законом, до 1 января 2014 года.

 

3. Новые особенности изменений уставного капитала АО.18 июня 2013 г. вступили в силу следующие решения НКЦБФР:

1. «Об утверждении Порядка увеличения (уменьшения) уставного капитала публичного или частного акционерного общества» № 822, которым утвержден Порядок увеличения (уменьшения) уставного капитала публичного или частного акционерного общества. Действие документа распространяется на публичные и частные АО (кроме институтов общего инвестирования), осуществляющие увеличение или уменьшение уставного капитала, и не распространяется на случаи увеличения уставного капитала АО, осуществляемого в связи с переводом обязательств общества в акции, изменения размера уставного капитала АО во время присоединения или выделения.

2. «Об утверждении Изменений к Порядку регистрации выпуска акций при изменении размера уставного капитала акционерного общества» № 823, которым внесены изменения в Порядок регистрации выпуска акций при изменении размера уставного капитала АО. В частности, внесено ряд изменений в перечни документов, необходимых для регистрации выпуска акций при изменении размера уставного капитала АО и предоставляемых для регистрации отчета о результатах размещения акций, а также в случае проспекта эмиссии акций.

4. Составление админпротоколов относительно автоперевозчиков. 21 июня вступила в силу Инструкция по оформлению материалов об админправонарушениях Госинспекцией по безопасности на наземном транспорте. Документом установлен порядок оформления материалов и рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства об автомобильном транспорте, уполномоченными лицами Государственной инспекции Украины по безопасности на наземном транспорте и ее территориальных органов. Согласно Инструкции уполномоченные лица составляют протоколы об админправонарушениях в случаях нарушения законодательства по безопасности на наземном транспорте, предусмотренных ч. ч. 1, 2, 4, 5 и 7 ст. 1331 КоАП, ст. ст. 1332, 136, 141, 142 и 164 КоАП в части правонарушений, связанных с перевозкой пассажиров и грузов.

Законодательная работа парламента

Соглашения о разделе продукции.

1. 18 июня Верховная Рада приняла Закон о внесении изменений в Закон о соглашениях о разделе продукции (далее - Закон о СРП) относительно госрегулирования заключения и выполнения соглашений. Принятие таких изменений, по мнению авторов законопроекта, позволит создать условия для увеличения собственной добычи газа и нефти, привлечения негосударственных инвестиций.

2. Законом восстанавливаются положения Закона о СРП, существовавшие до конца 2012 г., в частности, касательно полномочий межведомственной комиссии по организации заключения и выполнения соглашений о разделе продукции как консультативно-совещательного органа Кабмина. Установлено, что сторонами соглашения о разделе продукции выступают инвестор (инвесторы) и государство в лице Кабмина. Соглашением о разделе продукции решение вопросов по управлению и координации деятельности сторон может полагаться на руководящий комитет или другой орган управления, созданный при участии сторон.

Законопроект о полномочиях Счетной палаты.20 июня Верховная Рада приняла постановление (проект № 2049/П1) о предварительном одобрении законопроекта о внесении изменений в ст. 98 Конституции Украины относительно полномочий Счетной палаты. Данный проект закона № 2049 направлен на расширение компетенции Счетной палаты в части предоставления ей полномочий по осуществлению контроля за поступлениями в государственный бюджет.

Новеллы налоговой и фискальной политики

1. Законодательные особенности использования РРО.Минэкономразвития в письме от № 3502-06/16081-12 напоминает, что субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и в соответствии с законом использующие РРО, должны осуществить переход на обязательное принятие электронных платежных средств для проведения расчетов за проданные товары (оказанные услуги). Кроме этого, Минэкономразвития сообщает, что законодательством не установлена обязанность относительно необходимости использования электронных платежных средств для осуществления расчетов за проданные товары (оказанные услуги) субъектами хозяйствования, не применяющими РРО.

В свою очередь,Миндоходов в своем разъяснении напоминает, что субъекты хозяйствования, подающие в органы Миндоходов по проволочным или беспроволочным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, не обязаны подавать Отчет об использовании регистраторов расчетных операций и книг учета расчетных операций по форме № 3ВР-1.При этом такие субъекты хозяйствования не освобождаются от ежедневного печатания и хранения фискальных отчетных чеков.

2. Постановка на налоговый учет по неосновному месту.Налоговая указывает, что для постановки на учет по неосновному месту учета налогоплательщик обязан в течение 10 рабочих дней после создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества либо открытия объекта или подразделения, через которые осуществляется деятельность либо которые подлежат налогообложению или связаны с налогообложением, подать в соответствующий орган ГНС регистрационное заявление по ф. № 1-ОПП или ф. № 5-ОПП с отметкой «учет по неосновному месту учета». Данные заявления о постановке на учет по основному месту учета вносятся в соответствующие госреестры. В разъяснении также напоминается о возможности получения уведомления о постановке на учет по неосновному месту учета и др.

3. Обязательная продажа поступлений в инвалюте. Нацбанк в письме № 29-113/6518-7094 разъясняет, что обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины подлежит валютная выручка, полученная уполномоченным банком в результате осуществления внешнеэкономической деятельности.Также отмечено, что если в соответствии с заключенными договорами с международными платежными системами уполномоченные банки получают комиссионное вознаграждение в иностранной валюте за оказанные ими финансовые услуги, то такие поступления согласно законодательству Украины подлежат обязательной продаже на общих основаниях независимо от порядка осуществления расчетов по таким договорам и др.

4. Изменения в Закон об оценке. Кабмин внесв ВР законопроект № 2303а, предусматривающий множество существенных изменений в Закон об оценке имущества.Так, к примеру, в ст. 7 Закона, обозначающей случаи проведения оценки имущества, предлагается установить, что проведение оценки имущества обязательно при определении оценочной стоимости движимого и недвижимого имущества, в том числе земельного участка, а также для случаев, определенных Налоговым кодексом Украины.

Помимо того, документом вносится целый ряд существенных изменений, среди которых: исключение нормы о необходимости стажировки;предложение об аннулировании сертификата оценщика по причине вступления в законную силу судебного решения и изменении правил работы Государственного реестра оценщиков и субъектов оценочной деятельности, а также создании вспомогательного консультативно-совещательного органа - Наблюдательного совета по вопросам оценочной деятельности и др.

Законопроектом предусмотрены изменения и в другие законодательные акты, например: в Гражданский кодекс, законы «О нотариате», «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», «Об оценке земель» и др.

Кроме того, напоминаем, что изменения внесены и в Положение о конкурсном отборе субъектов оценочной деятельности.

5. Электронная коммерция. На этой неделе в ВР подан законопроект № 2306а, которым предлагается установить общие принципы функционирования электронной коммерции, поскольку на сегодняшний день в Украине не существует специального закона, системно регулировавшего бы отношения участников данного рынка.

В документе, кроме общих принципов функционирования электронной коммерции в Украине, определен перечень субъектов в сфере электронной коммерции и их правовой статус. Законопроект также предусматривает:

- дополнительную правовую защиту потребителей в сфере электронной коммерции;

- порядок заключения сделок в сфере электронной коммерции;

- правила разрешения споров и ответственность в сфере электронной коммерции и др

В связи с новыми нормами планируется внести соответствующие изменения и в некоторые другие законы. Например, в ст. 205 ГК (Форма сделки) указать, что сделка может совершаться устно или в письменной форме (в том числе в электронной форме).

6. Нотариальное заверение благотворительности. В Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» предлагают внести изменения и согласовать тем самым отдельные нормы Закона с нормами ГК, НК и Закона «О государственной регистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей».

Согласно проекту договор о благотворительном пожертвовании валютных ценностей на сумму, превышающую пятидесятикратный размер не облагаемого налогом минимума доходов граждан, должен заключаться в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.Также из видов благотворительной деятельности предлагается исключить неденежные лотереи, поскольку законодательство не содержит такого понятия.

7. Документы для фермерского хозяйства. Госпредпринимательство согласовало проект постановления Кабмина «Об утверждении Перечня документов, подтверждающих опыт работы в сельском хозяйстве».

Нормативным актом предлагается утвердить такой перечень:

1) выписка из трудовой книжки гражданина Украины;

2) подтверждение сельского, поселкового или городского совета по месту расположения земельного участка о ведении личного сельского хозяйства.

Документы необходимо предоставлять в соответствующую райгосадминистрацию или местный совет для получения (приобретения) в собственность либо аренду земельного участка из земель государственной и коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства. По мнению авторов документа, данные нормы позволят ликвидировать препятствия на пути создания фермерских хозяйств и их государственной регистрации.

Источник

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Особенности урегулирования споров при участии судьи
Новости онлайн