В Украине хотят упорядочить еще один рынок услуг

18:20, 30 ноября 2018
Из 40 миллиардов гривен, которые в год генерирует рынок услуг такси, легальным становится только 1 миллиард
В Украине хотят упорядочить еще один рынок услуг
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Рынок услуг такси на 93-98 % находится в тени, а существующие механизмы регулирования не работают. В таких условиях сложно гарантировать качество услуги и безопасность перевозок. Рынок нуждается в серьезном упорядочении.

Об этом говорили на круглом столе, организованном независимым экспертно-аналитическим центром «Офис эффективного регулирования» (BRDO), который попытался собрать все заинтересованные стороны.

По оценке экспертов BRDO, на рынке такси работает приблизительно 220 тысяч водителей, которые ежегодно обслуживают около 280 млн. пассажиров. Общий объем данного рынка в денежном выражении составляет около 40 млрд. гривен, которые распределяются между перевозчиками (36 млрд. грн.) и информационно-диспетчерскими службами (4 млрд. грн.).

Рынок услуг такси регулируют, в общей сложности, 40 нормативно-правовых актов: 3 кодекса, 9 законов Украины, 14 актов Кабинета министров и 14 актов других центральных органов исполнительной власти. Однако, как считают эксперты, часть из указанных документов являются неактуальными, еще часть не соответствует законодательству Украины, или имеет многочисленные недостатки и нормативные пробелы, которые создают проблемы для нормального функционирования рынка и несут высокие коррупционные риски.

Для непосредственных участников рынка основным инструментом регулирования является лицензия на внутренние перевозки пассажиров на такси. Впрочем, отсутствие достаточного количества преференций для участников рынка и должного государственного контроля привело к тому, что по оценкам специалистов в среднем 96 % водителей такси полностью или частично скрывают свою деятельность, предпочитая работать без предусмотренной государством лицензии. Официальные данные называют только 13 тысяч человек лицензированными перевозчиками.

Государственный бюджет из-за высокой тенезации данной сферы ежегодно получает только около 1 млрд. гривен.

Оказалось, что много лет упорядочить рынок услуг такси пытался государственный регулятор - Министерство инфраструктуры. В Верховной Раде уже четыре года ждут своего рассмотрения два законопроекта на тему такси, но, уже очевидно, что они так и останутся пылесборниками.

Как объяснил эксперт BRDO Владислав Притоманов, ранее усилия Мининфраструктуры были направлены в сторону более приоритетных для него направлений – авиации, железнодорожного транспорта, строительства дорог. Рынок, к развитию которого у конечного потребителя, т.е. пассажира, не было значительного социального запроса, не вызывал особого интереса у чиновников.

Все изменилось с приходом в страну новых, давно показавших свою эффективность в мире, сервисных платформ, как Uber, Uklon, Taxify. Они заинтересованы в легальности и эффективности рынка услуг такси.

Интерес к урегулированию данного рынка объясняется также тем, что его основные проблемы характерны и для многих других сфер нашей жизни. Например, налогообложение, упрощенная форма предпринимательства и т.д.

Таким образом, необходим или отдельный закон об услугах такси, либо соответствующие изменения в существующие законодательные акты.

Единой площадкой для сбора всех наработок и предложений, которые лягут в основу регулирующего рынок законопроекта, тем не менее предложило стать Министерство инфраструктуры.

Как подтвердил директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Мининфраструктуры Виктор Сасин, его ведомство не будет пытаться реанимировать старые разработки, они уже не имеют смысла.

«Нужно взять новый чистый лист бумаги и записать там что-то кардинально новое. Предложения должны быть четкими и понятными», - подчеркнул он.

Свое видение решения проблем уже предложил «Офис эффективного регулирования» в виде аналитического исследования «Рынок услуг такси». Концептуально с предложениями BRDO совпадают и разработки общественной организации «Ассоциация ответственных перевозчиков».

«Логика наших предложений основана на простом принципе – возможна ли их практическая реализация, примут ли их все водители такси», - сообщил представитель ассоциации Александр Дяченко.

Немало дельных предложений высказали также представители консалтинговых, юридических фирм и адвокатских компаний, которые защищают на рынке интересы отдельных перевозчиков и разбираются в их проблемах.

В Министерстве инфраструктуры предполагают, что уже в декабре им удастся собрать за одним столом все заинтересованные стороны и концептуально проставить все точки над «И». После этого будет составлен текст законопроекта, его обнародуют и еще раз сверят с мнением участников рынка.

Попытаются еще до выборов нового состава парламента закрепить в законодательстве хотя бы основные моменты, которые касаются лицензирования и налогообложения услуг такси.

«Двести тысяч человек – очень достойный избирательный пул, глупо игнорировать его интересы»,— отметил Владислав Притоманов.

Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Telegram канал Sud.ua
Действительно ли 2 млн человек рискуют оказаться в розыске в результате нового закона о мобилизации – прямой эфир
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Данило Гетманцев
    Данило Гетманцев
    голова Комітету Верховної Ради України з питань фінансів, податкової та митної політики
  • Михайло Ніколаєв
    Михайло Ніколаєв
    суддя Господарського суду Чернівецької області
  • Сергій Чванкін
    Сергій Чванкін
    голова Київського районного суду м. Одеси