Выполнение Украиной решений ЕСПЧ: что констатировал Комитет министров Совета Европы

13:03, 11 июня 2019
Комитет министров Совета Европы изучил прогресс в выполнении Украиной пилотных решений ЕСПЧ по группе дел «Юрий Николаевич Иванов», «Группе Жовнера» и «Бурмич и другие против Украины».
Выполнение Украиной решений ЕСПЧ: что констатировал Комитет министров Совета Европы
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Комитет министров Совета Европы, осуществляющий контроль выполнения решений Европейского суда по правам человека, принял 32 решения в отношении 16 государств-членов в ходе ежеквартальной встречи, которая состоялась 4–6 июня 2019 года в Страсбурге.

В частности, что касается Украины по группе дел «Юрий Николаевич Иванов», «Группе Жовнера» и «Бурмич и другие против Украины» Комитет министров Совета Европы:

1. Вновь подтвердил, что проблема неисполнения или несвоевременного исполнения судебных решений национальных судов, которая лежит в основе эффективного функционирования системы правосудия, сохраняется в Украине в течение длительного периода времени и рассматривается Комитетом с 2004 года, а также что указания, касающиеся необходимости внедрения системы индивидуального возмещения ущерба, которые были даны ЕСПЧ в пилотном решении по делу Юрия Николаевича Иванова и решении по делу «Бурмич и другие» до сих пор не были должным образом рассмотрены украинскими властями;

2. Вновь подчеркнул важность постоянной политической приверженности на самом высоком уровне и необходимой координации между различными вовлеченными национальными субъектами, с тем чтобы отдать приоритет решению этой давней и сложной проблемы, которая представляет собой серьезную опасность для утверждения верховенства права и доступа к правосудию;

3. С интересом принял к сведению сводный план действий, представленный украинскими властями, в котором изложены меры, ранее принятые для выполнения пилотного решения по делу Иванова, а также меры, предпринятые в сотрудничестве с Советом Европы для выявления основных причин проблемы неисполнения решений, вынесенных в отношении государства и государственных или контролируемых им субъектов;

4. Напомнил, что власти предприняли некоторые важные шаги для решения этой сложной проблемы, в частности, приняв в 2012 году конкретный закон, направленный на содействие долгосрочному решению и внутренним средствам правовой защиты (имеется ввиду Закон «О гарантиях государства по выполнению судебных решений»). Вместе с тем КМ СЕ выразил сожаление по поводу того, что закон 2012 года с внесенными в него дополнительными изменениями по-прежнему имеет ограниченную сферу применения и требует дальнейшего расширения его применимости и соответствующих дополнительных бюджетных ассигнований, а также того, что не было принято никаких всеобъемлющих последующих мер;

Вновь выразил сожаление по поводу того, что законопроект №8533, устанавливающий первоначальный механизм исполнения судебных решений по «историческим долгам», до сих пор не принят, и что этот закон сам по себе является лишь первым шагом для установления долгосрочного решения, основанного на системе автоматического исполнения судебных решений;

5. С интересом отметил в этом контексте прецедентное право Большой Палаты Верховного Суда, включившего решение по делу «Бурмич и другие» в национальную судебную практику;

Приветствовал принятие Конституционным Судом решения от 15 мая 2019 года «О конституционности положений пункта 2 статьи 26 Закона об исполнительном производстве (относительно обеспечения исполнения судебного решения государством)», признавшего неконституционным обязательство уплачивать авансовый платеж за исполнение судебных решений против государства. Тем самым КСУ создал конституционную основу для преобразования системы исполнения судебных решений против государства в систему автоматического исполнения; тем не менее, подтвердил, что по-прежнему необходимо реальное всеобъемлющее решение проблемы;

6. Приветствовал, кроме того, завершение работы властей по выявлению первопричин, одновременно с обеспокоенностью напомнил, что до истечения крайнего срока, установленного Европейским судом — 12 октября 2019 г. —  для имплементации решения по делу Бурмича, власти еще не приняли комплексной стратегии;

С интересом отметил усилия властей по разработке такой стратегии, и, в частности, проект, представленный Комитету 31 мая 2019 года, с указанием необходимых институциональных, законодательных, финансовых и других практических мер; подтвердил, что стратегия, которая должна быть принята, должна основываться на тщательном экспертном анализе и, в частности, на системе автоматического исполнения судебных решений в отношении государственных должников, как это только подчеркнул Конституционный Суд; подчеркнул необходимость того, чтобы власти активизировали свои усилия по безотлагательному завершению этой работы в тесном сотрудничестве с проектом Целевого фонда по правам человека и секретариатом;

7. Призвал власти изучить возможное расширение Закона 2012 года, проанализировав сферу его применения и обеспечив финансирование для покрытия всех потенциальных и существующих судебных решений, устанавливающих долги государства, и с интересом отметил прогресс, достигнутый в полном исполнении ряда индивидуальных решений национальных судов по группе дел Бурмича;

Однако с обеспокоенностью отметил значительную задержку с предоставлением адекватных и достаточных средств правовой защиты заявителям в этой группе дел в соответствии с предыдущими рекомендациями Комитета (см., в частности, решение Комитета от декабря 2017 года, пункт 4); призвал власти продолжить эту работу, с тем чтобы как можно скорее добиться полного урегулирования оставшихся дел, и своевременно представить Комитету дополнительную информацию по этому вопросу для следующего рассмотрения этой группы дел;

8. Подчеркнул, что разрешение отдельных заявлений по группе Бурмича не является отдельным процессом, а является неотъемлемой частью процесса выполнения общих мер, предписанных пилотным решением ЕСПЧ по делу Юрия Иванова;

9. Решил закрыть рассмотрение 352 дел в группе дел Жовнера/Юрия Николаевича Иванова, в отношении которых не требуется никаких дополнительных индивидуальных мер, так как справедливая компенсация была выплачена и соответствующие внутренние решения были исполнены, и принял Окончательное решение CM/ResDH (2019) 153; при невыясненных случаях предложил властям тесно сотрудничать с Секретариатом, чтобы представить четкую информацию для подтверждения того, что внутренние решения, в частности, те, которые имеют обязательства в натуральной форме, были полностью выполнены;

10. Решил возобновить рассмотрение этой группы дел на своем 1355-м заседании (сентябрь 2019 г.)  и, чтобы Комитет мог оценить достигнутый прогресс, предложил украинским властям предоставить информацию об изменениях в отношении нерешенных вопросов до 1 июля 2019 года.

Кроме того, Комитет министров принял решение по группе дел Игнатова, а также группе дел Корнейкова и «Чанев против Украины» (о незаконных арестах и незаконном и длительном содержании под стражей).

В частности, он приветствовал статистическую информацию о сокращении применения судами мер пресечения, связанных с лишением свободы в 2018 году; настоятельно призвал власти разработать систему сбора статистических данных о продолжительности содержания под стражей, предложил им представить такую ​​статистику и продолжать предоставлять обновленную статистическую информацию, отражающую применение УПК 2012 года;

Призвал власти ускорить принятие закона, подготовленного в ответ на решение Чанева об автоматическом продлении срока содержания под стражей между окончанием расследования и началом судебного разбирательства;

Также призвал власти ускорить принятие закона относительно права на компенсацию за незаконное задержание; приветствовал практику присуждения такой компенсации в соответствии с действующим законодательством и, если соответствующий закон не был принят вовремя для следующего рассмотрения этой группы дел, предложил властям представить подробную статистику и примеры соответствующих судебных решений;

Приветствовал значительное сокращение числа несовершеннолетних, содержащихся под стражей, и предложил властям представить более подробную информацию о тяжести преступлений задержанных и причинах, по которым было сочтено, что менее строгие меры пресечения не были достаточными.

Также КМ СЕ опубликовал решение по группе дел об отказе властей предоставить заявителям, которые находятся в заключении, копии документов для их обращения в Европейский суд «Naydyon group» и «Василий Иващенко против Украины».

В частности, Комитет с удовлетворением отметил новую законодательную базу и соответствующие административные меры, принятые властями, которые вводят четкие процедуры, позволяющие заключенным получать копии материалов дела, необходимые для обоснования их жалоб в ЕСПЧ, в своих личных файлах.

Тем не менее посчитал, что важно обеспечить эффективное применение этих процедур на практике; поэтому с интересом отметил предусмотренные поправки к правилам, призванные улучшить координацию между пенитенциарными и судебными органами и расширить доступ к вторичной бесплатной правовой помощи и интернет-ресурсам, что в дальнейшем поможет заключенным получить доступ к документам.

Предложил властям быстро завершить принятие предусмотренных дополнительных мер и представить сводный отчет о действиях со всеми изменениями к 1 декабря 2019 года.

Соответствующие решения уже опубликованы на сайте Комитета министров Совета Европы.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Сегодня день рождения празднуют
  • Павло Григорович
    Павло Григорович
    суддя Окружного адміністративного суду міста Києва