«Уже с апреля, независимо от ранга и должности, зарплаты судей, народных депутатов, прокуроров, работников НБУ, ЦИК и многих других чиновников не будут превышать 47 000 гривен», – так решил обрадовать украинцев в своем видеообращении 10 апреля Президент Владимир Зеленский.
Однако на самом деле никакой экономии на зарплатах судей с точки зрения дальнейшего использования этих средств для борьбы с коронавирусом, повышения социальных выплат и гарантий (и пр. картины, которые возникают у слушателя) не произойдет.
В арифметике государственной казны разбиралась «Судебно-юридическая газета».
От перемены мест слагаемых сумма не меняется
Итак, в доработанном Комитетом законопроекте об изменениях в Госбюджет под номером 3279-д от 11 апреля, авторами которого выступают депутаты от различных фракций, уточнена норма статьи 29 закона о госбюджете относительно ограничения судейского вознаграждения 10 «минималками».
Предлагается установить, что в апреле 2020 года и на период до завершения месяца, в котором отменяется карантин, заработная плата, судейское вознаграждение судьям и прокурорам начисляются в размере, не превышающем 10 размеров МЗП. При этом в указанном максимальном размере не учитываются суммы пособия по временной нетрудоспособности, пособия для оздоровления, материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и оплата ежегодного отпуска.
С учетом того, что с 1 января 2020 года минимальная зарплата составляет 4 723 грн, то размер ежемесячного вознаграждения украинских судей вне зависимости от инстанции составит 47 230 грн. То есть, эту сумму будут получать как судьи Верховного Суда, так и судов первой инстанции. За вычетом налогов вознаграждение судьи составит 38 000 грн. Плюс, остается возможность выплат, указанных выше.
Однако общая сумма бюджета для судов первой и апелляционной инстанции с уменьшением судейских зарплат не уменьшается, а даже увеличивается. Средства же от экономии на судейском вознаграждении не пойдут в Фонд борьбы с коронавирусом или на соцвыплаты, а останутся внутри самой судебной системы на другие нужды.
Обещанный пересмотр?
Чтобы понимать логику законодателя, следует обратить внимание на предысторию вопроса.
Так, при принятии бюджета на 2020 год руководство (на то время Ирина Венедиктова) и члены Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики не раз акцентировали внимание, что проголосовали за него только при одном условии – что по результатам первого квартала 2020 года произойдет увеличение расходов на судебную власть.
Соответствующее обещание дала на тот момент министр финансов Оксана Маркарова во время рассмотрения поправок, и его пунктом 11 прописали в заключительных положениях Госбюджета.
В частности, изначально не были предусмотрены средства для выплаты зарплат в нужном объеме для сотрудников аппаратов судов (недофинансирование колоссальное — предусмотрены деньги на зарплату лишь 2644 сотрудников из 28 тысяч в Украине, что поставило обычных работников аппарата – канцелярии, секретарей судебного заседания в условия, когда они получают зарплату на уровне минималки или даже меньше.
Фактически в бюджет заложили зарплату сотрудникам аппарата судов на уровне 2 тыс. грн, а общее недофинансирование на них составило 6 млрд грн.
Также вовсе не предусмотрели средства для создания Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (ЕСИТС) и средства на почтовые отправления.
Все это обещали исправить «потом», что вызвало достаточно горячие обсуждения на Комитете по правовой политике и волну критики в адрес Минфина.
Теперь же, ввиду всем известной ситуации с коронавирусом, некоторые планы приходится пересматривать. Однако платить сотрудникам аппарата все же что-то необходимо, поэтому возник вопрос о выполнении правительством своих обещаний.
Проект, внесенный премьером Денисом Шмыгалем 29 марта, не предусматривал вообще никаких движений по строке бюджета для главного распорядителя средств по судам первой и апелляционной инстанций – Государственной судебной администрации (ГСА).
Но в уже доработанной после субботнего заседания Комитета по вопросам бюджета финальной версии изменений в Госбюджет на 2020 год (законопроект № 3279-д) предусмотрено увеличение расходов общего фонда государственного бюджета для ГСА на 1,077 млрд грн по бюджетной программе «Обеспечение правосудия местными, апелляционными судами и функционирования органов и учреждений системы правосудия».
Как отмечают авторы-нардепы в пояснительной записке, это сделано с целью покрытия минимально необходимых расходов на оплату труда в системе правосудия для недопущения образования задолженности по обязательным выплатам (речь идет о долгах ГСА по зарплате сотрудникам аппарата). Также это сделано в соответствии с п. 11 Заключительных положений Госбюджета, которым и было предписано Кабмину увеличить расходы ГСА на обеспечение правосудия (обещание Маркаровой).
Вместе с тем как в версии Шмыгаля, так и в версии Комитета вовсе исключается сам по себе пункт 11 из заключительных положений Госбюджета. Очевидно, напротив него Кабмин решил «поставить галочку» как по выполненному, несмотря на то, что покрытие зарплаты сотрудникам аппарата требует не 1 миллиарда грн, а 6.
«Что касается работников аппарата судов, то их сейчас в Украине 25 285. И даже если посчитать, что уменьшение вознаграждения судьям продлится до декабря 2020 года, то удастся сэкономить 3 млрд грн. И все равно мы остаемся с дефицитом в 3,2 млрд грн.
То есть, уменьшение судейского вознаграждения не дает возможности платить зарплату работникам в нормальном размере», – отметил председатель Рады судей Украины Богдан Монич ранее при обсуждении проекта изменений авторства Дениса Шмыгаля.
Высшие суды
Что касается Верховного и Антикоррупционного судов, у них в общей сумме заберут менее 200 млн, заложенных в расходах на развитие. Фонд оплаты труда, куда входят зарплата как судей, так и работников аппарата, остается на том же уровне, что и сейчас.
«Если проанализировать эти цифры в бюджете, то это наводит на мысль о скрытом намерении просто уменьшить судейское вознаграждение. И особенно ярко это отображается на Верховном Суде и на Высшем антикоррупционном суде.
Куда пойдут средства, которые будут сэкономлены за счет судейского вознаграждения в этих судах? Это пока неясно. Кстати, я посчитал: фактически в этих судах скоро наступит «коммунизм», потому что фонд оплаты труда останется такой, что каждый работник этих судов и каждый судья теоретически могут получать одинаковую заработную плату – максимальную, предусмотренную законопроектом.
Малопонятно, какая цель закладывается в эти изменения», – подчеркнул глава РСУ Богдан Монич, и добавил, что «создается впечатление, что это просто чье-то намерение уменьшить судейское вознаграждение».
Так, по его словам, для судей первой инстанции это сокращение составит от 25 до 50% их оплаты труда, для апелляционной инстанции и Высшего антикорсуда – от 55 до 70%, для судей Верховного Суда – от 70 до 80%.
«Мы все знаем средний уровень зарплат в других государственных органах. И мы можем также говорить, что для большинства работников государственного сектора реального уменьшения заработных плат не произойдет. В то же время уменьшение судейского вознаграждения коснется всех судей», – указал Богдан Монич во время обсуждения первой версии проекта изменений (которая в этой части мало чем отличается от финальной).
Интересно, что в бюджете остается финансирование на Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности — хотя он не заработал и вряд ли в ближайшее время вообще заработает. Согласно опубликованному законопроекту, ему финансирование даже увеличат на 6,8 млн грн.
Так, оно будет составлять 7,8 млн грн по общему фонду вместо предусмотренных ранее 1 млн грн.
Что касается Генпрокуратуры, то ей финансирование тоже урезают, как и Верховному Суду, за счет расходов на развитие – фонд оплаты труда остается на том же уровне.
МВД же добавили 195 млн грн.
Ниже приводим сравнительную таблицу к финальной версии законопроекта об изменениях в Госбюджет:
Таким образом, заявление Зеленского означает лишь перераспределение средств внутри системы, а также экономию менее 200 млн на том, что у Верховного и Антикоррупционного суда заберут расходы на развитие (как, к слову, и у Офиса Генпрокурора). При этом указанная экономия нейтрализуется добавлением средств другим распорядителям.
Примечательно, что в статье 28 Закона также предлагается установить, что Кабинет Министров может принимать решение по согласованию с Комитетом ВР по вопросам бюджета по сокращению расходов государственного бюджета и предоставлению кредитов из государственного бюджета и их использования в фонд борьбы с острой респираторной болезнью COVID-19.
Также из бюджета исключили пункт 8 Переходных положений, согласно которому Кабмин должен осуществить мероприятия по приближению в 2020 году размера прожиточного минимума к его реальной величине, которая расчетно может составлять около 4251 грн, с соответствующей корректировкой размера прожиточного минимума для основных социальных и демографических групп населения.
Ниже приводим сравнение редакции статьи об урезании судейского вознаграждения, а также редакцию приложения №3 к бюджету в действующем законе о Госбюджете:
И в том, который планируется принять:
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.