Трудоустройство украинских заробитчан за границей: что на самом деле приняла Верховная Рада

15:40, 16 июня 2020
Защита прав украинских заробитчан или упрощение жизни компаниям-посредникам по трудоустройству: что скрывается за громким названием законопроекта.
Трудоустройство украинских заробитчан за границей: что на самом деле приняла Верховная Рада
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

16 июня Верховная Рада приняла за основу законопроект с громким названием «О защите трудовых мигрантов и борьбе с мошенничеством при трудоустройстве за границу»  № 2365.

Касается ли он на самом деле защиты прав трудовых мигрантов, разбиралась «Судебно-юридическая газета».

Кого коснется

Суть законопроекта сводится к изменениям правил на рынке компаний-посредников по трудоустройству украинских заробитчан за границей.

Авторами выступает известная своей законодательной инициативой «про біль та жаль», а также об отмене прожиточного минимума как расчетной величины для минимальной зарплаты  глава социального Комитета Верховной Рады Галина Третьякова и другие депутаты (а также их помощники). Среди авторского коллектива также значатся: Василий Воскобойник – президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству и Николай Александров – вице-президент этой ассоциации.  

Целью законопроекта, как указано в пояснительной записке к нему, является «защита украинцев, ищущих трудоустройство за рубежом и постоянно работающих в других странах, а также нормализация работы компаний, осуществляющих трудоустройство украинцев за рубежом, либерализация процедур и правил работы таких компаний».
Предлагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), законы «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», «О внешней трудовой миграции» и «О занятости населения».

В частности, предлагается:

  • заменить лицензирование хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве за рубежом представлением субъектом хозяйствования декларации об осуществлении такой деятельности;
  • запретить субъектам хозяйствования, которые предоставляют услуги по посредничеству в трудоустройстве за рубежом, получать от граждан, которым предоставлены указанные услуги, гонорары, комиссионные и другие вознаграждения;
  • установить административную ответственность за нарушение законодательства о деятельности субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по посредничеству в трудоустройстве.

Вместе с тем Главное научно-экспертное управление Верховной Рады по результатам анализа положений законопроекта отметило, что принятие законопроекта вряд ли будет способствовать усилению защиты украинцев, ищущих трудоустройство за рубежом:

  1. Предложенное в проекте название «О защите трудовых мигрантов и борьбе с мошенничеством при трудоустройстве за границу» не соответствует содержанию законопроекта.
  2. Предложенная в проекте замена лицензирования на декларирование вряд ли будет способствовать усилению защиты украинцев, ищущих трудоустройства за рубежом.

Лицензирование как средство государственного регулирования предусматривает более жесткий контроль за деятельностью субъекта хоздеятельности, чем декларирование, отмечает ГНЭУ ВР.
Это проявляется, в частности, в том, что лицензирование предусматривает обязанность лицензиата выполнять требования лицензионных условий, а соискателя лицензии для ее получения – отвечать лицензионным условиям (в отношении субъектов хозяйствования, которые занимаются хозяйственной деятельностью по посредничеству в трудоустройстве за рубежом, указанные требования определены в Лицензионных условиях осуществления хозяйственной деятельности по посредничеству в трудоустройстве за границей, утвержденных постановлением Кабмина от 16 декабря 2015 № 1060).

Кроме того, органы лицензирования осуществляют контроль за соблюдением лицензионных условий путем проведения плановых и внеплановых проверок, а в случае нарушения лицензионных условий лицензия субъекта хозяйствования может быть остановлена ​​или аннулирована.

Вместо этого предложенный в проекте механизм, по которому субъект хозяйствования может осуществлять свою деятельность на основании декларации, не предусматривает государственный контроль за таким субъектом после начала ведения им соответствующей деятельности и запрета на занятие ею в случае нарушения соответствующего законодательства.

В пояснительной записке к проекту необходимость отмены лицензирования объясняется, в частности, тем, что «многие мошеннические структуры получают лицензии и потом обманывают украинцев, которые хотят трудоустроиться за рубежом». Однако указанное, по мнению ГНЭУ ВР, свидетельствует, в первую очередь, об отсутствии надлежащего государственного контроля со стороны госорганов за субъектами хозяйствования, а не об необходимости отмены ее лицензирования.

К тому же, в проекте отсутствует единое название разрешительного документа, на основании которого субъект хозяйствования будет осуществлять хозяйственную деятельность по трудоустройству за рубежом.

Вызывает замечания  у ГНЭУ и дополнение КоАП новой ст. 166-26 «Нарушение законодательства о деятельности субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по посредничеству в трудоустройстве».

Во-первых, отмечает ГНЭУ, фактически необоснованно смягчается ответственность за незаконное посредничество в трудоустройстве за рубежом.
Во-вторых, несколько сомнительным является предложение законопроекта установить именно административную ответственность за взимание с граждан физическими лицами-предпринимателями и должностными лицами соответствующих юридических лиц любых гонораров, комиссионных и других вознаграждений за посредничество в трудоустройстве.
Как отмечает ГНЭУ, для достижения цели законопроекта эффективным будет применение не административной ответственности конкретного физического лица (должностного лица субъекта хозяйствования), а именно административно-хозяйственных санкций, действие которых направлено на лицо как на хозяйствующий субъект, а также на его непосредственную деятельность (например, административно-хозяйственного штрафа).
В-третьих, санкции, предложенные в новой ст. 166-26 КоАП, установлены непосредственно в гривнах, что противоречит установившемуся порядку конструирования норм об административной ответственности.

«Итак, в целом, как показывает анализ основных положений законопроекта, он не имеет перспектив по достижению сформулированных в пояснительной записке к нему целей и задач по усилению защиты украинцев, которые ищут трудоустройство за рубежом и постоянно работают в других странах, а предложенное в нем ослабление государственного регулирования и контроля в сфере услуг по посредничеству в трудоустройстве за границей несет в себе угрозы относительно ухудшения ситуации в этой сфере, в связи с чем Главное управление не поддерживает принятие проекта в предложенной редакции», — подчеркивает ГНЭУ.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе самых важных событий.

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Сергій Дячук
    Сергій Дячук
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Юлія Черняк
    Юлія Черняк
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді