«Мы не согласны, чтобы к нам относились как к стране второго сорта», – в Польше прокомментировали решение Конституционного Трибунала

17:45, 8 октября 2021
Между Польшей и Евросоюзом продолжается скандал из-за решения Конституционного Трибунала, которое касается и судьбы польской судебной реформы.
«Мы не согласны, чтобы к нам относились как к стране второго сорта», – в Польше прокомментировали решение Конституционного Трибунала

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий поприветствовал недавнее решение Конституционного Трибунала Польши о преимуществе польского законодательства над европейским.

Так, польский премьер заявил на Facebook, что «постановление Конституционного суда подтвердило то, что буквально исходит из содержания Конституции Польши. Это то, что конституционное право имеет превосходство над другими источниками права. Конституционные трибуналы многих государств-членов подтвердили это в последние годы».

«У нас те же права, что и у других стран. Мы хотим, чтобы эти права соблюдались. Мы не являемся «незваным гостем» в Евросоюзе. И поэтому мы не согласны, чтобы к нам относились как к стране второго сорта.

Мы хотим от сообщества уважения, равной ассоциации. Это тоже наше сообщество, наш Союз. Вот такой Союз мы хотим, и вот, что мы будем продолжать создавать», – написал Матеуш Моравецкий.

При этом он подчеркнул, что «место Польши есть и будет в европейской семье народов».

О чем речь?

В сентябре 2021 года Европейская комиссия приняла решения применить финансовые санкции к Польше за нарушение независимости судей. Об этом сообщала вице-президент Европейской комиссии Вера Юрова.

«Мы принимаем два решения, касающиеся независимости судей в Польше. Сначала мы просим Европейский суд ввести финансовые штрафы против Польши за деятельность Дисциплинарной палаты, которая все еще назначает слушания и не соблюдает постановление суда.

Постановления Европейского суда должны соблюдаться на всей территории ЕС. Это необходимо для построения и развития необходимого взаимного доверия между государствами-членами и гражданами. Мы по-прежнему готовы работать с польскими властями, чтобы найти выход из этого кризиса», – отметила она в Твиттере.

Ранее Европейская комиссия подала на Польшу в Европейский суд из-за изменений в ее правовой системе, которые подрывают судебную независимость.  Речь идет о реформах судебной системы Польши, в том числе Верховного суда.

Так, в январе 2020 года судьи и адвокаты по меньшей мере 14 стран выступили в Варшаве в защиту прав человека и верховенства права в Польше, поскольку польский Сенат рассматривал закон, подрывающий независимость судебной власти. Изменения ставили польскую судебную систему под политический контроль исполнительной власти.

Ранее «Судебно-юридическая газета» подробно анализировала случаи давления и нарушения независимости судей в Польше. С ними можно ознакомиться тут.

В частности, идет речь о том, что с конца 2015 года польское правительство внедрило ряд мер, которые преследовали четкую цель: ограничение независимости судебной власти. Цель была достигнута путем политизации назначения судей, предоставления министру юстиции исключительного права назначать и увольнять с должности председателей и заместителей председателей судов, принудительной отставки судей Верховного суда и использования дисциплинарного производства в политической борьбе.

Что ответила Еврокомиссия

Европейская комиссия на своем официальном сайте фактически осудила позицию Конституционного Трибунала Польши:

«Устное представление постановления Конституционного трибунала Польши вызывает серьезные опасения в отношении верховенства права ЕС и авторитета Суда Европейского Союза.

Комиссия поддерживает и подтверждает основополагающие принципы правового порядка Союза, а именно:

Право ЕС имеет приоритет над национальным законодательством, включая конституционные положения;

Все постановления Европейского суда обязательны для всех органов власти государств-членов, включая национальные суды.

Мы подробно проанализируем решение Конституционного суда Польши и определимся с дальнейшими шагами. Комиссия без колебаний воспользуется своими полномочиями в соответствии с Договорами для обеспечения единообразного применения и целостности законодательства Союза.

Европейский Союз – это сообщество ценностей и закона, которые должны соблюдаться во всех государствах-членах. Права европейцев в соответствии с Договорами должны быть защищены, независимо от того, где они проживают в Европейском Союзе. Перед Европейской комиссией стоит задача обеспечения надлежащего функционирования правопорядка Союза, и она будет продолжать обеспечивать это».

Отношение в Украине

Как отметила народный депутат от «Слуги народа», представитель Верховной Рады в КСУ Ольга Совгиря, «сейчас в польских академических кругах решение Конституционного Трибунала воспринимается противоречиво, и возникает вопрос о том, приведет ли его принятие к выходу Польши из Европейского Союза».

«Согласно Договору о функционировании Европейского Союза (так называемый Лиссабонский договор) все страны, которые вступают в ЕС, берут на себя обязательства выполнять акты, которые принимаются органами ЕС (Европарламентом, Еврокомиссией, и т. д).

Статьей 267 Договора предусмотрено, что контроль за законностью актов органов ЕС, а также и соблюдением странами - участницами законодательства ЕС осуществляет Суд справедливости, который имеет полномочия признавать национальные законы стран-участниц противоречащими законодательству ЕС, а решения Суда справедливости являются обязательными для стран - участниц ЕС, их органов государственной власти и национальных судов.

В течение 2015-2021 гг. в Польше были приняты законы о реформах в сфере судоустройства, в частности, реформы Верховного Суда, Конституционного Трибунала.

Суд справедливости Европейского суда признал, что проведенные Польшей реформы в сфере судоустройства ставят под угрозу независимость судей и повышают риски политического влияния на них, а Европейский суд по правам человека в ряде своих решений поставил под сомнение независимость и законность назначения на должности многих судей.

Решение Конституционного Трибунала принято по обращению премьер-министра, который поставил под сомнение соответствие отдельных норм законодательства Европейского Союза положениям Конституции Польши, и который утверждал, что имеет место вмешательство в национальный суверенитет Польши со стороны европейских институтов», – отметила она.

Что решил Конституционный Трибунал?

  • Конституция Польши является актом высшей юридической силы на ее территории, что делает невозможным применение законодательства ЕС способом, который подрывал бы верховенство национальной Конституции;
  • положения законодательства Европейского Союза, которые предоставляют органам ЕС полномочия принимать решения в отношении Польши вне рамок тех, на которые Польша согласилась при присоединении к Европейскому Союзу, являются неконституционными и посягающими на национальный суверенитет;
  • законодательство ЕС имеет преимущество перед национальными законами лишь в пределах компетенции органов ЕС, на осуществление которой Польша дала согласие при присоединении к Союзу;
  • законодательство ЕС является неконституционным в той мере, в какой оно позволяет национальным судам Польши отдавать предпочтение европейскому законодательству и таким образом не применять положения Конституции Польши, а также ставить под сомнение законность назначения на должности судей в соответствии с законами, принятыми в Польше в течение 2015-2021 годов.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.

 

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Яким транспортом користуються депутати та чи підтримують збільшення вартості проїзду у столиці
Яким транспортом користуються депутати та чи підтримують збільшення вартості проїзду у столиці
Loading...
Главное за день
Сегодня день рождения празднуют
  • Антон Чередко
    Антон Чередко
    суддя Центрального апеляційного господарського суду
загрузка...