Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», Верховная Рада приняла закон о штрафах за неподачу или несвоевременное предоставление информации о конечном бенефициарном владельце. Пока он еще не подписан Владимиром Зеленским. Хотя именно он выступил инициатором соответствующего законопроекта №6320. Впрочем, недавно появилась его окончательная версия после голосования, подписанная Русланом Стефанчуком.
Согласно поправке, которую внесли ко второму чтению народные депутаты Даниил Гетманцев, Ольга Василевская-Смаглюк и Виктория Кинзбурская, изменениями в статью 35 Закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» предусмотрена достаточно широкая «вилка» штрафа от 1700 до 340 тысяч грн.
При этом привлечение лиц к ответственности осуществляется Министерством юстиции.
Интересно, что при столь широкой «палитре» штрафов сам закон не регулирует, когда он будет составлять 1700 грн, а когда – 340 тысяч. Не установлен и сам механизм.
Порядок привлечения юридических лиц к ответственности и порядок определения размеров штрафов за такие действия отданы Министерству юстиции Украины.
На это обратили внимание и в Главном юридическом управлении ВР.
Положениями части четвертой статьи 35 Закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» (в редакции законопроекта) устанавливают виды правонарушений в сфере государственной регистрации и определяют, что порядок привлечения юридических лиц к ответственности за такие действия устанавливается Министерством юстиции Украины».
Таким образом, Министерство юстиции будет устанавливать подзаконным нормативно-правовым актом полномочия по привлечению лиц к ответственности, а также будет определять порядок такого привлечения. В то же время, учитывая, что в соответствии со статьей 8 Конституции Украины в Украине признается и действует принцип верховенства права; Конституция Украины имеет высшую юридическую силу; законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей, констатируем противоречие приведенных положений законопроекта с конституционными принципами и нормами других законов Украины», - отметили в ГЮУ.
Также эксперты отметили, что при новом нормативном регулировании Министерство финансов Украины и Министерство юстиции будут иметь право получать любую информацию, в том числе информацию с ограниченным доступом (конфиденциальную, профессиональную тайну) у держателей реестров. Следовательно, на законодательном уровне предлагается определить, что сведения, которые собирались полномочными органами государственной власти или другими уполномоченными законом субъектами у физических лиц (субъектов персональных данных) и юридических лиц (о физических лицах) на определенные законные цели (понятные и предполагаемые для самих лиц), будут свободно обрабатываться другими органами государственной власти для реализации других целей, несовместимых с целями, для которых их изначально собирали, без получения дополнительного согласия субъекта персональных данных.
Вместе с тем следует напомнить, что в соответствии с новым законом, требование подачи информации о конечном бенефициарном владельце или о его отсутствии и структуре собственности не распространяется на политические партии, структурные образования политических партий, профессиональные союзы, их объединения, организации профсоюзов, предусмотренные уставом профсоюзов и их объединений, творческие союзы, местные ячейки творческих союзов, организации работодателей, адвокатские объединения, адвокатские бюро, государственные органы, органы местного самоуправления, их ассоциации, публичные компании (юридические лица, созданные в форме публичного акционерного общества, акции которых допущены к торгам по крайней мере на одной фондовой бирже (регулируемом рынке) из перечня иностранных фондовых бирж (регулируемых рынков), который формируется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, на которые распространяются требования по раскрытию информации о конечных бенефициарных собственниках, равнозначны тем, что были приняты Европейским Союзом), государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации, торгово-промышленные палаты, государственные пенсионные фонды, жилищно-строительные кооперативы, дачные (дачно-строительные) кооперативы, садоводческие и гаражные (гаражно-строительные) кооперативы (общества), объединения совладельцев многоквартирного дома, ассоциации владельцев жилых домов, внесенные в Реестр неприбыльных кооперативов объединения, обособленные структурные подразделения со статусом юридического лица (кроме обособленного подразделения иностранной неправительственной организации).
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.