Антирейдерская коллегия Минюста продолжит работу: депутаты внесли доработанный законопроект

16:52, 1 мая 2023
В Верховной Раде зарегистрировали доработанную версию законопроекта по противодействию рейдерству, предусматривающую, что у Коллегии Минюста, рассматривающей жалобы на регистрационные действия, останутся соответствующие полномочия .
Антирейдерская коллегия Минюста продолжит работу: депутаты внесли доработанный законопроект
Фото из открытых источников
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

1 мая в Верховной Раде появилась доработанная версия законопроекта 9156-д по продолжению работы Коллегии Минюста, рассматривающей жалобы на регистрационные действия. Он называется «об обеспечении нерушимости имущественных прав», авторами выступают члены Комитета ВР по вопросам правовой политики Денис Маслов, Игорь Фрис и другие.

Как отметил Игорь Фрис, проект касается государственной регистрации недвижимости и бизнеса. Так, в ноябре 2022 года Конституционный Суд признал неконституционной норму, согласно которой у Минюста было право отменять решение о государственной регистрации, и обязал внести изменения в закон. Административный порядок обжалования (через Коллегию Минюста), по словам автора проекта, должен был исчезнуть 15 мая 2023 года. Впрочем, если закон будет принят, Коллегия останется с полномочиями.

Однако сама конструкция изменится с учетом необходимости соблюдения решения КСУ. Коллегия Минюста будет рассматривать вопросы, когда имели место технические или процедурные нарушения. Все же, что касается спора о праве, останется в компетенции суда.

Так, проектом закона предлагается:

  • уточнить, что государственный регистратор при проведении проверки поданных/полученных документов должен, в частности, проверить применение санкций в соответствии с Законом «О санкциях», которые делают невозможным проведение государственной регистрации прав;
  • предусмотреть закрытие раздела Государственного реестра прав на недвижимое имущество на основании решения суда, которым отменяется решение государственного регистратора о государственной регистрации прав, на основании которого открыт соответствующий раздел, а также по результатам рассмотрения жалобы в сфере государственной регистрации прав Министерством юстиции Украины;
  • определить отдельным основанием для отказа в государственной регистрации установление факта применения санкций в соответствии с Законом «О санкциях», которые делают невозможным проведение государственной регистрации прав;
  • определить основания для аннулирования по результатам рассмотрения жалобы в сфере государственной регистрации решения государственного регистратора о государственной регистрации прав и регистрационного действия, требования к мотивированности соответствующего решения об удовлетворении жалобы, а также предусмотреть, что обжалуемое решение/регистрационное действие государственного регистратора аннулированию не подлежит в случае установление других нарушений, совершенных государственным регистратором во время проведения регистрационных действий, являющихся формальными (несущественными) ошибками, не влияющими на объективность, достоверность и полноту сведений в соответствующем государственном реестре, или в случае, если восстановление нарушенного права жалобщика возможно путем принятия Министерством юстиции Украины решений об исправлении технической ошибки, допущенной государственным регистратором, или об обязательстве государственного регистратора исправить допущенную им техническую ошибку или обязательство государственного регистратора, субъекта государственной регистрации прав устранить допущенные ими нарушения;
  • уточнить правовые последствия принятия решения об аннулировании решения государственного регистратора о государственной регистрации прав, о приостановлении государственной регистрации прав, об остановке рассмотрения заявления или об отказе в государственной регистрации прав и определить порядок восстановления прав и интересов собственников или других правообладателей, а также право последних на возмещение вреда, причиненного в случае невозможности их восстановления;
  • предусмотреть, что жалоба в сфере государственной регистрации прав может быть подана также в целях обеспечения уполномоченными государственными органами соблюдения требований Закона Украины «О санкциях»;
  • уточнить положение о подписании жалобы в сфере государственной регистрации, указав о возможности ее подписания как жалобщиком, так и его представителем;
  • определить правовые последствия подачи жалобы, не подписанной жалобщиком или уполномоченным им лицом, подачи жалобы в электронной форме без использования надлежащих средств электронной идентификации, а также подачи жалобы на решение государственного регистратора, принятое вопреки санкциям, примененным в соответствии с Законом Украины «О санкциях» , без указания обстоятельств, которым жалобщик обосновывает несоблюдение или нарушение государственным регистратором соответствующих санкций. Предложено в таких случаях возвращать жалобу жалобщику;
  • исключить положения о сроке для подачи жалобы в сфере государственной регистрации;
  • определить правовые последствия истечения срока рассмотрения жалобы на решения, действия или бездействие в сфере государственной регистрации прав;
  • дополнить основания для оставления жалобы без рассмотрения по существу случаями наличия информации о решении суда, вступившего в законную силу, которым отменены обжалованные решения, действия или бездействия, а также если рассмотрение жалобы не входит в компетенцию Министерства юстиции Украины, его территориальных органов, поскольку обжалуется решения, действия или бездействие в сфере государственной регистрации прав, принятые, совершенные до 1 января 2016, то есть в период до предоставления Министерству юстиции соответствующих полномочий по рассмотрению жалоб в сфере государственной регистрации.

«Решением Конституционного Суда Украины в деле по конституционной жалобе Частного акционерного общества «Одестеплокоммунэнерго» относительно конституционности отдельного предписания статьи 37 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» (относительно незыблемости права собственности) от 16 ноября 2022 года № 9-р(ІІ)/202 признано неконституционным предписание пункта 1 части седьмой статьи 37 Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» от 1 июля 2004 года № 1952-IV в редакции Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по усовершенствованию механизма противодействия рейдерству» от 12 мая 2022 года № 2255-ІХ, а именно «отмена решения государственного регистратора».

Во исполнение пункта 3 резолютивной части указанного выше Решения КСУ Верховной Раде Украины в течение 6 месяцев со дня принятия этого Решения необходимо привести нормативное регулирование, установленное пунктом 1 части седьмой статьи 37 Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» от 1 июля 2004 года №1952-IV в редакции Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины об усовершенствовании механизма противодействия рейдерству» от 12 мая 2022 года № 2255-ІХ, в соответствии с Конституцией Украины и настоящим Решением. Решение КСУ касалось только такого полномочия Министерства юстиции Украины, примененного по результату рассмотрения жалобы в сфере государственной регистрации как отмена решения государственного регистратора.

Следовательно, насущной потребностью является усовершенствование механизма правового обеспечения незыблемости права собственности и других вещных прав и установление такого правового регулирования отношений в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, которое обеспечит защиту прав и интересов собственников или других правообладателей с учетом того, что вмешательство государства в право мирного владения имуществом должно соответствовать определенным критериям, а именно: оно должно соответствовать принципу законности и преследовать правомерную (легитимную) цель с помощью средств, достаточно домерных (пропорциональных) целей, которые должны достичь. В соответствующем усовершенствовании нуждаются и нормы, регулирующие отношения в сфере государственной регистрации юридических лиц, ФЛП и общественных формирований», - указывают авторы.

Автор: Наталья Мамченко

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Олена Кунець
    Олена Кунець
    суддя Сумського окружного адміністративного суду
  • Максим Бужанський
    Максим Бужанський
    член Комітету Верховної Ради з питань правоохоронної діяльності
  • Юлія Бойченко
    Юлія Бойченко
    суддя Запорізького окружного адміністративного суду