23 июня 2009 года в некоторых СМИ появилась информация о ликвидации Государственной судебной администрации Украины, поскольку 23 июня 2009 г. Президент Украины Виктор Ющенко подписал Указ ?477/2009 «О признании такими, что утратили силу, некоторых указов Президента Украины». По мнению представителей ГСАУ, фактически речь идет о приведении нормативно-правовых актов в соответствие с Конституцией Украины и ЗУ «О Кабинете Министров Украины». Так, Постановлением КМУ от 14 января 2009 г. ? 14 было утверждено Положение о ГСА Украины. Этим же Постановлением КМУ предусмотрено, что Положение о ГСА Украины вступает в силу одновременно с Указом Президента Украины «О признании такими, что утратили силу, некоторых указов Президента Украины по вопросам деятельности Государственной судебной администрации Украины». Никаких других правовых последствий, связанных с деятельностью ГСА, этот Указ Президента Украины не имеет.
Однако юридическая общественность не совсем согласна с такой трактовкой ситуации. По мнению председателя Комитета ВР Украины по вопросам правосудия Сергея Кивалова, в результате упомянутого Указа «страна может получить две Государственные судебные администрации, воюющие друг с другом».
Сергей Кивалов:
– Следует согласиться, что обеспечение работы судов далеко от идеального, а судейская верхушка целенаправленно и успешно блокирует любые серьезные реформы, что уже вызвало соответствующую реакцию народа, от которой Президент Украины, гарант прав граждан, не может оставаться в стороне. Тем не менее Указ Президента издан с очевидным нарушением целого ряда законов, в том числе не согласуется с Конституцией. Кто-то очень сильно подвел Президента с этим документом, подписание которого может иметь самые печальные последствия.
Когда Президент Украины Леонид Кучма в 2002 году издавал указ о создании ГСА, он правильно исходил из своих полномочий по Конституции редакции 1996 года, где п. 15 ст. 106 наделял именно Президента полномочиями представлять премьер-министра, создавать, организовывать и ликвидировать центральные органы исполнительной власти, коим и является ГСАУ. Когда же Президент Украины Виктор Ющенко в 2009 году отменял этот Указ 2002 года, он должен был исходить из своих полномочий по Конституции в действующей нынче редакции 2004 года, в которой норма, уполномочивающая формировать органы центральной исполнительной власти перекочевала из полномочий Президента Украины в полномочия КМУ. То есть, ликвидируя ГСАУ сейчас, в 2009 году, Президент реализовал не свое полномочие, а другого органа.
В результате есть все основания для того, чтобы Указ Президента КСУ признал неконституционным, а административный суд — отменил как противозаконный. Однако все это потребует времени, в течение которого ничто не помешает КМУ, руководствуясь теперь уже ст. 116 Конституции, вновь создать ГСАУ и назначить ее новое руководство. В результате страна получит две судебные администрации, возглавляемые двумя разными председателями.