Напомним, что отменить распоряжения главы КГГА может только столичный градоначальник или его непосредственный шеф – Виктор Ющенко. Как показывает практика, глава государства лоялен к деятельности команды Леонида Черновецкого, и сомнительно, что он прислушается к просьбам Тимошенко отменить учрежденные с 1 июня тарифы.
Впрочем, оппозиция не теряет оптимизма. Первый замглавы фракции Блока Кличко в Киевсовете Наталья Новак заявила, что Апелляционный админсуд Киева отменил лишь определение Шевченковского райсуда, приостановившего повышение тарифов, но сам иск о незаконности их повышения в суде еще не рассматривался. "Сейчас период отпусков, поэтому в суде обещают рассмотреть его к сентябрю", – говорит госпожа Новак. По ее словам, решение Апелляционного админсуда Киева выглядит странно, учитывая, что рост тарифов с 1 июня приостановлен не только определением Шевченковского райсуда, но и постановлением Кабмина.
Последний под чутким руководством Юлии Владимировны не стал упускать возможность показать киевлянам, кто является их главным защитником, и 17 июля 2009 г. принял решение об отмене новых тарифов на коммунальные услуги в столице. По мнению правительства, злосчастные распоряжения были приняты с существенным нарушением нормативно-правовой базы. В частности, тарифы на жилкомуслуги могут повышаться только в случае, если растут доходы населения, чего на данный момент в Киеве не наблюдается. Кроме того, перед процедурой формирования данных тарифов не были проведены общественные слушания по каждому дому, как того требует законодательство, а под соответствующими распоряжениями и вовсе стоит подпись и.о. главы КГГА Анатолия Голубченко, который не имел таких полномочий. Впрочем реакция Кабмина последовала уже тогда, когда в почтовых ящиках киевлян появились новые платежки, а некоторые даже успели по ним заплатить.
На сегодняшний день так и не ясно, какие тарифы действуют: КГГА оспаривает решение Кабмина в судебном порядке, АМКУ только собирается изучать обоснованность новых тарифов, Кабмин призывает вмешаться Президента, а Президент пока собирается с мыслями. Киевляне же оказались перед нелегким выбором: платить по новым тарифам или нет? Впрочем, если нет, то встает вопрос, как в таком случае заплатить по старым тарифам, если в платежках уже указаны новые? Так, КГГА в лице начальника ГУ жилищного хозяйства города Владимира Стороженко призывает не откладывать с платежами, т.к. деньги нужны для нормального функционирования ЖЭО, которые вынуждены будут прекратить поставлять услуги из-за неплатежей. В случае же если новые тарифы Президент признает недействительными, мэрия обещает произвести перерасчет в последующем месяце. Кабмин – призывает не платить по новым тарифам, а профильный министр Алексей Кучеренко более гибок в этом вопросе. Он советует киевлянам платить по новым тарифам за водоснабжение и отопление, а вот от оплаты за содержание домов и придомовых территорий пока воздержаться.
Однако как последовать совету министра, остается загадкой, ведь как раз сумма за обслуживание ЖЭКов и впечатана в платежки и ее нельзя не оплатить. Как вариант, киевлянам предлагается внести изменения в платежку, например, с помощью корректора. В Главном информационно-вычислительном центре столицы уже пошли навстречу киевлянам. Так, по словам начальника ГИВЦ Станислава Каплуненко, ближайшее время их ведомство будет "закрывать глаза" на исправления в квитанциях. "В связи с официальным выступлением правительства мы пошли на беспрецедентное решение. Под свою личную ответственность я дал разрешение банкам принимать исправленные квитанции", – сообщил С. Каплуненко. Еще один вариант – оплата по квитанции, которую можно взять в сберкассе и заполнить вручную. Кроме того, на сайте "Киевэнерго" вывешена квитанция, по которой киевляне смогут отдельно заплатить хотя бы за потребленную электроэнергию. Таким образом, по сути сфера платежей за "коммуналку" сегодня неуправляема, а киевляне сами решают, платить или нет.
Пока же аналитики прогнозируют, что новые тарифы в Киеве все-таки будут отменены, т.к. предвыборная кампания сыграет в пользу киевлян. Однако надеяться на долговременную отсрочку не стоит.
Заместитель министра по вопросам ЖКХ Александр Мазурчак подчеркивает, что существует три пути выхода из ситуации, связанной с тарифами на ЖКУ в Киеве: повысить тарифы до их себестоимости; если это невозможно, то повышать их постепенно и компенсировать предприятиям, которые предоставляют коммунальные услуги, разницу из городского бюджета; уменьшать себестоимость услуг. "Я бы обратил внимание именно на это. Я считаю, что Киев является уникальным местом, где "Киевэнерго", Дарницкая ТЭЦ и "Киевводоканал", как естественные монополии, имели уникальную возможность держать самые низкие цены по себестоимости, потому что это высокая концентрация. Чем выше концентрация, тем ниже себестоимость продукции", — подчеркнул А. Мазурчак. Он отметил, что "никто ничего не делает для того, чтобы эту себестоимость уменьшать".
При этом замминистра по вопросам ЖКХ все же отмечает, что тарифы в Киеве поднимать нужно, так как дорожают энергоресурсы и растут заработные платы работников коммунальных предприятий. "Однако поднимать нужно поэтапно, на 20% один раз, потом еще через какое-то время, а не в 2—2,5 раза", — прокомментировал он. Из всего следует, что жителям столицы все-таки стоит психологически настраивать себя на то, что платить дороже за "коммуналку" рано или поздно придется.
Комментарий специалистов
Министр по вопросам ЖКХ Украины Алексей Кучеренко:
– Тарифами в Киеве занимались и прокуратура, и АМКУ, и инспекция по ценам. А у семи нянек, как известно, дитя без глаза. Теперь, наконец, пришли к пониманию, что контролировать вопросы коммунальных тарифов в стране должен специальный орган. Какой – вопрос пока открытый, он будет решаться на уровне правительства. Что касается экономического обоснования тарифов, то прежде чем повысить коммуналку в два раза, киевские власти долго придерживались другой крайности — играли в популизм и держали низкие тарифы. Из новых расценок более-менее правильно, без грубых нарушений, посчитали воду и тепло. По этому поводу есть положительные заключения ценовой комиссии, подконтрольной Минэкономики. Но возникают вопросы по тарифам на такие услуги, которые вообще трудно оценить: благоустройство дворов, ремонт и уборка подъездов. По нашим подсчетам реальная стоимость этих услуг составляет около 40% того, что насчитано в новых квитанциях. Между тем по действующему законодательству (постановление КМУ от 20.05.09 ? 529) можно лишить ЖЭКи возможности навязывать свои услуги. И по результатам общественных слушаний люди смогут выбирать, что им нужно, а что нет.
Председатель Ассоциации теплотехнических компаний Украины
Виталий Яковенко:
– Повышение тарифов на ЖКУ в Киеве сыграет злую шутку со столичным бюджетом. По моим прогнозам сумма, полученная столичной властью согласно новым счетам за коммунальные услуги, окажется меньшей, чем до повышения или останется на том же уровне. Этот парадокс – закономерное явление, которое будет наблюдаться не только в Киеве. В других городах Украины будет точно так же, если тарифы в них резко повысятся, а качество услуг останется на том же уровне или ухудшится. Основанием для такого утверждения служат результаты социологического исследования в сфере жилищно-коммунальных услуг среди жителей украинских городов, проведенного в июне 2009 года центром "Социополис" по заказу Агентства моделирования ситуаций. Согласно данным социологов, при повышении тарифов на 30%, если качество услуг останется прежним, количество тех, кто будет продолжать оплачивать квитанции, снижается до 48,8%, в то время как сейчас в полном объеме за услуги платит 71,5% украинцев. В итоге суммарные поступления на счета коммунальщиков уменьшаются и покрывают всего 67% их расходов.
И.о. председателя Антимонопольного комитета Украины
Александр Мельниченко:
– В соответствии с ЗУ "О жилищно-коммунальных услугах" исключительно местные органы власти и органы местного самоуправления уполномочены утверждать и пересматривать коммунальные тарифы, они и несут за это полную ответственность. АМКУ, в соответствии с законодательством, не имеет прямого отношения к регуляции отрасли ЖКХ, однако не может стоять в стороне от таких социально важных проблем, говорится в заявлении. Мной лично разъяснено министру экономики Богдану Данилишину и народным депутатам, обращавшимся в комитет, что в случае, если министр экономики внесет в комитет мотивированное представление об экономической необоснованности тарифов, установленных КГГА распоряжениями ? 516 и ? 518 от 29 апреля 2009 года, комитет рассмотрит этот вопрос на соответствующем заседании и примет решение в пределах конкурентного законодательства. То есть будет действовать так, как в ситуации с повышением тарифов на проезд в метро и общественном наземном транспорте, в ноябре прошлого года.
Депутат Киевсовета и лидер одноименного блока Виталий Кличко:
– До назначения Леонида Черновецкого председателем КГГА тарифы расписывались подробно, по всем составляющим – например, расходы на топливо, потери тепла в сетях. Эти составляющие открыто публиковались, а в случае повышения тарифов проводилось широкое общественное обсуждение. Сейчас же алгоритм формирования новых тарифов не известен никому. Поэтому мы и подали иск в суд, обжаловав решение КГГА о новом повышении тарифов. Ведь есть еще такие судьи, которые честно выполняют свою обязанность перед киевлянами и наша победа в Шевченковском суде по отмене повышения тарифов лишнее тому доказательство. К сожалению, это решение было отменено апелляцией. Что не удивительно. Так как многие решения украинской Фемидой принимаются не в интересах общества, а только в интересах отдельных его представителей – тех, кто обладает силой и властью. Силой денег, прежде всего.
Начальник Главного управления ценовой политики КГГА
Василий Яструбинский:
– Пенсии в столице в среднем на 300 грн. выше, чем в целом по стране, а заработная плата выше в два раза, так как средняя заработная плата по Киеву сейчас составляет 3064 грн, тогда как средняя по Украине – 1800 грн. Следовательно, новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги, введенные с 1 июня для населения, бюджетных организаций и других потребителей, были установлены с соблюдением требований всех процедур. Тарифы проверяла профильная государственная комиссия. Вообще, все претензии киевлянам нужно предъявлять правительству, поскольку государственный бюджет не предусмотрел ни единой гривни на дотацию тарифов, и при этом еще изъял 7,5 миллиардов гривен. Даже половины этой суммы нам было бы достаточно, чтобы и в дальнейшем выделять дотации организациям, предоставляющим тепло и воду, ЖЭКам, чтобы не менять тарифы.