Предвыборная гонка: старт дан, а будет ли финиш?

10:15, 17 октября 2009
Газета: 14
Сегодня начинается предвыборная кампания… А толку? Представление Президента Украины в...
Предвыборная гонка:  старт дан, а будет ли финиш?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Сегодня начинается предвыборная кампания… А толку? Представление Президента Украины в Конституционный Суд Украины о неконституционности некоторых положений ЗУ "О выборах Президента Украины" (в редакции от 21 августа 2009 г.), преодолевшего президентское вето, с 7 октября находится на рассмотрении КСУ. Позитивное решение Суда по данному делу может застопорить предвыборную кампанию, поскольку народные депутаты, с завидной частотой блокирующие работу ВР Украины, вряд ли смогут из-за такого своего поведения пойти на компромисс с Президентом, приняв соответствующие поправки в этот закон.

Напомним, что, согласно новой редакции ЗУ "О выборах Президента Украины", сокращен срок предвыборной кампании (со 120 до 90 дней), денежный взнос для кандидатов в президенты теперь составляет не 500 тыс. грн, а 2,5 млн грн. Кроме того, изменены правила формирования избирательных комиссий: теперь территориальные избирательные комиссии будут формироваться кандидатами в президенты, а не парламентскими фракциями. Такие новации оказались не по душе международным экспертам. По крайней мере, уже в первой декаде октября был оглашен отчет Венецианской комиссии и Бюро демократических инициатив ОБСЕ относительно принятого Закона о выборах Президента Украины.

Замечания Венецианской комиссии касаются, в частности, процедуры выдвижения кандидатов в президенты, их регистрации, деятельности наблюдателей, регистрации избирателей, использования средств массовой информации во время избирательного процесса, финансирования избирательной кампании. Вероятно, эти замечания верны, только почему их нельзя было озвучить раньше? Неужели надо было дотягивать до преодоления вето? Опять же, насколько зарубежные «советчики» хорошо знакомы с отечественными реалиями? Ведь сколько уже было негативных отзывов со стороны ЕС о законопроектах о прокуратуре, изменений в конституцию, но на поверку они оказывались не совсем верными, поскольку составлялись по собственным, европейским лекалам, абсолютно не учитывающих наш менталитет, традиции, пожелания, в конце концов.

А вот теперь предположим, что подобный сценарий был разработан заранее: вето – преодоление вето – вывод экспертов – обращение в КСУ – срыв выборов. Нереальный расклад, скажете? Отнюдь. К примеру, в Комитете избирателей Украины об этом говорят открыто: «Действительно, есть опасность того, что в ходе кампании или даже после выборов Конституционный Суд может признать определенные положения неконституционными... Ситуация выйдет из-под контроля, и выход из этого кризиса будет политическим – как договорятся. Если не договорятся, будет срыв выборов, а возможно, будут определенные политические договоренности. Прогнозировать очень сложно и ситуация может быть неуправляемой. Это действительно может сильно повлиять на выборы, вплоть до их срыва». Кому такой сценарий выгоден, думаем, акцентировать не надо, хотя совершенно логично, что первым подозрение падает на самого инициатора обращения в КСУ – действующего Президента Украины. Впрочем, он это прекрасно понимает, и всячески от таких инсинуаций открещивается. Не далее как на прошлой неделе Виктор Ющенко заявил во время встречи с Президентом Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу о том, что «президентские выборы в Украине пройдут свободно и демократично, в соответствии с самыми высокими международными стандартами». Об этом же он заявил и на пресс-конференции 30 сентября, поясняя мотив своих действий. «У меня была одна мотивация – ваши права, ваши права как граждан», – сказал Ющенко. По словам главы государства, закон сужает права граждан, именно поэтому он воспользовался своим правом вето. Президент также выразил убеждение, что Конституционный Суд поддержит его позицию, а ВР на протяжении одного - двух дней внесет в закон необходимые изменения. Хотелось бы верить.

Ситуация усугубляется еще и тем, что противников срывов выборов также немало. И они захотят перестраховаться от любых неожиданностей. Скажем, самым простым решением возникшей проблемы является блокирование работы КСУ. Что-что, а уж блокировать наши избранники умеют как нельзя хорошо. Тем более, что и соответствующие предпосылки имеются.

Итак, что же это за предпосылки. Все помнят так называемый «вопрос Станик». Кто не знает, напоминаем: решением Киевского апелляционного админсуда от 24 июня было оставлено в силе решение Окружного административного суда г. Киева, признавшего незаконным Указ Президента Виктора Ющенко касательно отмены Указа от 2004 года о назначении  Сюзанны Станик судьей КСУ. После этого возникло много дискуссий по поводу легитимности состава КСУ. Особенно против его легитимности тогда выступили народные депутаты Александр Лавринович и Андрей Портнов.

Что же касается позиции самого КСУ касательно возникшей проблемы, то пресс-службой Суда было заявлено следующее: «Все 18 должностей судей, в том числе и по президентской квоте, на сегодня заполнены, поэтому председатель КСУ не имеет правовых оснований вводить Сюзанну Станик в состав суда 19-й судьей. Таким образом, суд работает в полном конституционном составе, и его легитимность не подлежит каким-либо сомнениям. Решение же вопроса по поводу Сюзанны Станик при таких условиях принадлежит исключительно к компетенции Президента Украины».

Обратите внимание на последнее предложение в этом заявлении. Решить вопрос должен был Президент! Но он его не решил. И теперь у народных депутатов Украины есть козырь в рукаве. Только когда они надумают его использовать? Может, как раз в случае признания КСУ неконституционными некоторых положений ЗУ «О выборах Президента Украины», как об этом просит Президент? В подтверждение этих слов снова обратимся к заявлению КСУ от 9 сентября 2009 г.: «Распространяются высказывания касательно признания КСУ нелегитимным, политизированным, полулегальным, незаконным, с признаками профессиональной деградации, действующим вне правового поля, таким, который становится небезопасным для государства. Однако политики (дающие такие оценки – Авт.) признают, что такие действия могут привести к параличу единственного в государстве органа конституционного судопроизводства». Другими словами, КСУ уже сейчас сам не исключает для себя возможности развития такого негативного сценария. Если это произойдет, без решения КСУ выборам не бывать. И начнутся другие проблемы – проблемы под названием «денежки на ветер за пиар-кампанию». Далее возможны еще два варианта развития событий: либо премьер-министр  Юлия Тимошенко вспомнит о своем «обещании» установить в Украине диктатуру, которое она «дала» в прямом эфире телекомпании «Украина» 25 сентября; либо народ вспомнит «Майдан» – и снова революция. Есть еще и третий вариант – осуществление первого варианта посредством второго, то есть, установление диктатуры через революцию.

«Масла в огонь» подливает и отсутствие денег в госбюджете. Но если в 2009 г. определенные финансы на работу избирательных комиссий хотя бы зафиксированы в законе (что позволяет надеяться на его исполнение, несмотря на недостаточную наполняемость бюджета), то на 2010 г. денег нет даже на бумаге. Ведь проект Бюджета-2010, где на проведение выборов выделялось более 1,1 миллиарда гривен (80% из которых – оплата работы членов избиркомов), не принят, и когда будет принят, неизвестно. Есть и другие риски, угрожающие нормальному проведению выборов.

В частности, это низкое качество реестра избирателей, и даже сама дата (17 января 2010 г.). По мнению экспертов, страна не имеет еще опыта проведения всей избирательной кампании в зимних условиях, а это «совсем другая логистика выборов». Наконец, серьезными рисками следует считать также экономический кризис и «политическую напряженность» на Украине. Поэтому, как бы сказочно не звучал вышеизложенный вариант о срыве выборов, в нынешней ситуации он вполне может стать реальностью. И не допустить его – совместная задача правоохранительных органов, Президента, премьер-министра, депутатов и СМИ, иначе любому из кандидатов просто не будет, чем управлять.

 

Галина Палийчук, Иван Правдин,

«Судебно-юридическая газета»

 

Комментарии специалистов

 

Президент Украины Виктор Ющенко:

– Украина имеет правовую базу, инструментарий проведения выборов, и провести честные выборы, по моему мнению, не проблема. А то, что будут атаки на законность выборов – очевидно будут, ведь для некоторых кандидатов это единственный способ оставить свой интерес на плаву. Что касается моего обращения в Конституционный Суд Украины, то я, как Президент, имел лишь одно право - обратить внимание парламента, что такого рода закон суживает демократические права и свободы, которые у нас уже есть. Это никакого отношения к нарушению избирательного процесса не имеет, потому что Конституционный Суд, я убежден, поддержит Президента в этом, примет решение и парламент в течение одних суток внесет соответствующие изменения. Какая здесь проблема? Какие срывы, каких выборов?

 

Лидер Партии регионов Украины Виктор Янукович:

– Я мало верю в то, что, например, Президент  Ющенко пойдет на введение в стране чрезвычайного положения. Убежден, такой вариант не поддерживает Верховная Рада, а если он пойдет на нарушение закона и будет пытаться это сделать единолично, это будет очень опасно для него самого. Но я не исключаю возможности применения многих других средств и технологий с целью срыва выборов главы государства. Мы готовимся, чтобы дать достойный ответ, если возникнет такая угроза

 

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко:

– Как известно, разработано два сценария срыва выборов президента. Первый сценарий состоит в том, чтобы через Конституционный Суд добиться отмены закона о выборах президента, а второй – могут попытаться обвалить гривну и привести экономику к коллапсу, чтобы ввести чрезвычайное положение. Будут ли они приведены в действие – покажет время

 

Председатель Комитета ВР по вопросам правосудия Сергей Кивалов:

– На мой взгляд, срыв президентских выборов невозможен, причем по нескольким причинам. Во-первых, в Украине еще не появилась такая сила, которая могла бы остановить избирательный процесс, и никакие черновые рекомендации Венецианской комиссии не смогут этого добиться. Во-вторых, усилия некоторых отдельных политиков, которые хотят сорвать президентские выборы, не настолько велики, чтобы создавать серьезные преграды в проведении избирательной компании. Поэтому я могу спокойно утверждать, что в Украине срыв президентских выборов не произойдет

 

Зампредседателя ЦИК Украины Андрей Магера:

– Если говорить о срыве выборов, то наиболее элементарная причина – отсутствие финансирования. Верить в экстраординарные обстоятельства – военное положение – я не хочу. Никаких предпосылок для введения чрезвычайного положения не существует – в Украине царит гражданский мир, конфликтов нет. И, слава Богу, что так. Потому я думаю, что выборы состоятся

 

Председатель ВР Украины Владимир Литвин:

– Неурядицы начнутся даже в том, случае, если Конституционный Суд признает недействительным парламентский регламент с сентября 2008 г. А, следовательно, недействительными будут все документы, принятые за последний год. Сюда подпадают и изменения в закон о выборах президента. В таком случае любой сможет обжаловать в суде результаты голосования

 

Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Telegram канал Sud.ua
Закон об усилении мобилизации: военный учет и другие изменения для украинцев за границей
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Сергій Дячук
    Сергій Дячук
    суддя Святошинського районного суду міста Києва
  • Юлія Черняк
    Юлія Черняк
    суддя Верховного Суду у Касаційному цивільному суді