Трудотерапия в украинском законодательстве

12:02, 6 июня 2013
Газета: 21 (189)
Мировой и отечественный опыт реализации наказаний, не связанных с лишением свободы, свидетельствует об эффективности такого вида наказания, как общественные работы.
Трудотерапия в украинском законодательстве

Мировой и отечественный опыт реализации наказаний, не связанных с лишением свободы, свидетельствует об эффективности такого вида наказания, как общественные работы. В соответствии с законодательством большинства стран мира, они являются действенной альтернативой тюремному заключению. Этот вид наказания весьма популярен и широко применяется в течение длительного периода времени во многих зарубежных странах, а в последнее время судьи все чаще стали применять его и в Украине.

О необходимости пересмотра пенитенциарной политики в нашей стране говорилось уже неоднократно, и в настоящее время активнее стали рассматриваться и обсуждаться вопросы, связанные с гуманизацией мер наказания, поиском и внедрением мер, которые могли бы стать альтернативой лишению свободы. К этому подталкивает сложная ситуация, создавшаяся в отечественной системе исполнения наказании – ее недофинансирование, трудности, cвязанные с размещением и содержанием заключенных, продолжающийся рост количества больных туберкулезом и ВИЧ-инфицированных в исправительных учреждениях.

Поиск ключей к решению отмеченных выше проблем ведется в различных направлениях. В т. ч. необходимостью становится совершенствование отечественной системы наказаний, результатом которого должно стать более широкое использование наказаний, не связанных с лишением свободы. Лишение свободы на определенный срок остается необходимым наказанием для тех лиц, опасность которых является высокой, однако по отношению к значительному числу преступников карательное содержание мер уголовного принуждения может быть снижено.

Есть сведения, что в 1889 г. такой вид наказания, как общественные работы, был введен в Уголовный кодекс Италии. В 1971 г. в Швейцарии его начали применять только в отношении несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 7 до 18 лет, а впоследствии назначать и в качестве основного наказания для несовершеннолетних, и как дополнительное для взрослых в некоторых регионах страны.

 

Общественные работы как вид наказания в Украине

 

В Украине общественные работы применяются и как основное, и как дополнительное наказание в отношении несовершеннолетних и взрослых нарушителей. Применение этого вида наказания регламентирует Уголовный кодекс. В то же время, Кодексом Украины об административных правонарушениях оно предусмотрено и как вид административного взыскания.

Общественные работы заключаются в безоплатном выполнении осужденным или правонарушителем в свободное от работы или учебы время общественно полезных работ, вид которых определяют органы местного самоуправления. Устанавливаются общественные работы, согласно ст. 56 УК Украины, на срок от 60 до 240 часов и отбываются не больше 4 часов в день.

Ст. 100 того же кодекса регламентирует порядок исполнения данного вида наказания для несовершеннолетних. Так, лицам в возрасте от 16 до 18 лет общественные работы могут быть назначены на срок от 30 до 120 часов, а продолжительность выполнения данного вида наказания не может превышать 2 часов в день. Лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, лицам, достигшим пенсионного возраста, а также военнослужащим срочной службы общественные работы не назначаются. Наказание отбывается по месту жительства осужденного.

Согласно ст. 24 КоАП, одним из видов административного взыскания также предусмотрены общественные работы. Назначаются они в данном случае на срок от 20 до 60 часов и выполняются не более 4, а для несовершеннолетних – не более 2 часов в день. Судьи в последнее время стали чаще применять этот вид наказания к лицам, нарушившим правила дорожного движения в рамках административного законодательства. Порядок исполнения данного вида наказания в разрезе административного права регулирует приказ Министерства юстиции Украины №474/5 от 19.03.2013 «Об утверждении Порядка исполнения административных взысканий в виде общественных работ и исправительных работ», который вступил в действие с 12.04.2013.

Контроль за исполнением наказания в виде общественных работ возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию, а проведение индивидуальной профилактической работы по месту жительства осужденного – на органы внутренних дел. Уголовно-исполнительная инспекция ведет учет осужденных; разъясняет порядок и условия отбывания наказания, согласовывает с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают общественные работы. Осуществляет контроль за соблюдением условий отбывания наказания осужденными, а также ведет суммарный учет отработанного осужденным времени и собственник предприятия или учреждения по месту отбывания осужденным (нарушителем) общественных работ.

За нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде общественных работ, как и за нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности, уголовно-исполнительной инспекцией к нему может быть применено предостережение в виде письменного предупреждения о возможном привлечении к уголовной ответственности. В отношении лица, уклоняющегося от отбывания наказания в виде общественных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет материалы прокурору для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности в соответствии со ст. 389 УК.

Осужденный к общественным работам, розыск которого объявлен в связи с уклонением от наказания, задерживается и конвоируется органом внутренних дел в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством.Относительно нарушителей, которые уклоняются от отбывания наказания в виде общественных работ в рамках КоАП, уголовно-исполнительная инспекция направляет ходатайство в суд для решения вопроса о замене неотбытого срока общественных работ админарестом.

 

Труд облагораживает человека

 

В ряде стран проводятся научные исследования недостатков тюремного заключения, в ходе которых изучаются негативные последствия этого вида наказания с точки зрения перспектив будущей занятости осужденных и их социальной адаптации. В настоящее время стала очевидной проблема смены приоритетов и методов профилактики преступлений. Как показывает практика, лишение свободы далеко не всегда является необходимым и адекватным условием достижения задач уголовной политики. Это было учтено и в действующем Уголовном кодексе, которым было введено несколько новых наказаний, альтернативных лишению свободы, в. т. ч. и общественные работы. При грамотном подходе к применению данного вида наказания привлечение нарушителей к общественно полезным работам, несомненно, принесло бы государству и обществу больший результат. С помощью такой категории осужденных можно было бы решать ряд существующих проблем социально-бытового характера.

 

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Голова КСУ Станіслав Шевчук: про деполітизацію, конституційні скарги та оновлений Конституційний Суд
Сегодня день рождения празднуют
  • Виктор Городовенко
    Виктор Городовенко
    судья Конституционного Суда Украины
  • Валерий Сагайдак
    Валерий Сагайдак
    судья Харьковского окружного административного суда
  • Андрей Кирилюк
    Андрей Кирилюк
    судья Зализнычного районного суда Львова