Лицензия: право на существование

16:33, 22 ноября 2013
Газета: 46 (214)
У Госпредпринимательства отработан механизм защиты лицензиатов – Экспертно-апелляционный совет...
Лицензия: право на существование

Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»

Развитие малого и среднего предпринимательства гарантирует стабильность экономики и повышение уровня жизни граждан. В Украине в малом и среднем бизнесе в 2012 г. было занято 5,2 млн человек, что составляет лишь 25% экономически активного населения трудоспособного возраста. При этом в странах Европейского Союза этот показатель составляет более 50%, а в Японии – около 80%. В странах ЕС малые и средние предприятия создают 50–70% ВВП, а в Украине этот показатель почти в 4 раза ниже.

Причин, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства, множество. Не последнее место среди них занимает усложненный порядок прохождения разрешительных (согласительных) процедур. Лицензирование предпринимательской деятельности является одним из способов ее государственного регулирования, а сама процедура представляет собой довольно сложный процесс. Ст. 42 Конституции Украины гласит, что каждый человек вправе заниматься предпринимательской деятельностью, которая не запрещена законом. На этом конституционном праве, а также общих принципах хозяйствования и базируются правовые основы разрешительной деятельности. Перечень видов хозяйственной деятельности, для которых лицензирование является обязательным, устанавливается исключительно законом.

Лицензирование в Украине регулируется Законом «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000. С 16.11.2010 перечень лицензий был существенно урезан, но это, по мнению практиков, не привело к ослаблению государственного контроля над коммерческой сферой. Современные тенденции в Украине таковы, что при внешнем проявлении государственного курса на дерегуляцию деятельности субъектов хозяйствования нельзя не учитывать один важный нюанс, связанный с оформлением лицензий и разрешений. С одной стороны, происходит сокращение перечня видов лицензируемой деятельности, увеличиваются сроки действия лицензий, а с другой – ужесточаются требования при оформлении лицензий и разрешений, а также усиливается контроль за работой предприятий.

Эти и другие вопросы поднимались 15 ноября с. г. на расширенном заседании комитета по вопросам лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности общественного совета при Госпредпринимательства. Темой стало сокращение видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, а также обсуждение проекта распоряжения Кабинета министров «Об одобрении Концепции проекта Закона Украины «О конвергенции (сближении) средств государственного регулирования хозяйственной деятельности».

В ходе дискуссии многие выступающие отметили, что нынешняя процедура лицензирования сложна и неоправданна, но она отработана, и к ней уже привыкли. Именно поэтому внедрять новые нормы необходимо обдуманно и только после тщательного всестороннего обсуждения. Одной из составляющих программы реализации экономических реформ в нашей стране является уменьшение влияния государственных органов на деятельность субъектов хозяйствования, в частности, в сфере лицензирования. Иное мнение у сторонников жесткого контроля государства над предпринимательской деятельностью. Они приводят различные аспекты, в которых свободный, нерегулируемый рынок может нанести вред обществу.

Учитывая разные мнения, нельзя забывать, что лицензирование – это средство согласования интересов субъектов хозяйствования с публичными интересами всего общества. Следовательно, процедура лицензирования должна быть оптимизирована таким образом, чтобы исключать возможность допуска к осуществлению соответствующих видов хозяйственной деятельности недобросовестных субъектов, и чтобы добросовестные лица имели возможность получать лицензии без лишних проволочек. Именно поэтому европейский опыт подразумевает сокращение роли государства в функции регулирования предпринимательской деятельности, а не в функции контроля и надзора.

Но необходимо понимать, что дерегуляция деятельности субъектов хозяйствования не произойдет, если заменить действующий институт лицензирования другим видом государственного контроля. Бизнесу в целом от такой замены легче не станет. Чтобы достичь результата, «изобретать велосипед» нет необходимости – следует просто упростить существующую процедуру лицензирования.

Шаги на пути дерегуляции

Первые шаги по этому пути были сделаны при разработке законопроекта №0932 «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». Он был представлен на рассмотрение комитета по вопросам предпринимательства и регуляторной антимонопольной политики Госпредпринимательства.

Этот законопроект направлен на совершенствование системы лицензирования хозяйственной деятельности. Его целью является упрощение открытия и ведения бизнеса в видах хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию. Достичь этой цели авторы предлагают путем законодательного закрепления критериев введения лицензирования, сокращения сроков получения лицензий путем децентрализации функций органов лицензирования, упрощения порядка выдачи копий лицензий, унификации принципов и процедур получения лицензий и их копий.

При разработке данного проекта законодатель, прежде всего, ставил задачу на уровне закона четко определить принципы и процедуру получения лицензий и их копий, так как действующая процедура создает трудности и для субъектов хозяйствования (в связи с увеличением затрат времени на получение лицензии), и для самих органов лицензирования (в части осуществления контролирующей функции). Но надо заметить, что продвижение данного законопроекта проходит весьма медленно. Не дожидаясь поддержки парламентариев, заинтересованные специалисты решили сделать следующий шаг для решения сложившейся проблемы в системе лицензирования.

Что меняет конвергенция?

Обсудили участники заседания и вопрос о концепции проекта закона «О конвергенции (сближении) средств государственного регулирования хозяйственной деятельности», который одобрен Кабинетом министров и вынесен на обсуждение общественности. Цель этого документа – установление правовых основ единого режима государственного регулирования хоздеятельности. Необходимость в разработке нового закона специалисты объяснили тем, что действующий Закон «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» на практике не отвечает своему назначению. Так, согласно этому Закону лицензия является единственным документом разрешительного характера, который дает право на занятие определенным видом хозяйственной деятельности, если этот вид деятельности, согласно законодательству, подлежит ограничению. Но на практике этого не происходит, поскольку при осуществлении многих видов деятельности, помимо лицензии, необходимым условием является получение ряда других разрешительных документов, в частности, заключений государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы и т. д.

Но практиками данное такие предложения было воспринято неоднозначно. Многие высказали опасения по поводу того, что отработанная система лицензирования уже знакома, и в этом случае уместно процитировать классика, сказавшего: «Бороться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться». Радует то обстоятельство, что перед принятием предлагаемых перемен происходит обсуждение в режиме двухстороннего диалога, и данное заседание – только начало этого пути.


Экспертно-апелляционный совет при Госпредпринимательства выступает органом досудебного урегулирования споров, помогает отменять решения органов лицензирования, принятые с нарушением закона. С середины 2012 г. им было рассмотрено 480 апелляций на неправомерные решения этих органов, из них более 280 удовлетворено


Новеллы законопроекта №0932:

1. Обеспечение свободного бесплатного доступа посредством интернета к информации, содержащейся в лицензионном реестре.

2. Сокращение излишних административных процедур, например, необходимости получения копий лицензии и карточек транспортных средств.

3. Унификация процедур лицензирования, заполнение пробелов правового регулирования и согласование на уровне Закона норм, которые по-разному определяются подзаконными н/п актами.

4. Введение бессрочного действия лицензии

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Как ВККС нашла судьям Верховного Суда Украины новые места работы
Сегодня день рождения празднуют
  • Нелли Ластовка
    Нелли Ластовка
    председатель Днепровского районного суда Киева
  • Вера Великохацкая
    Вера Великохацкая
    судья Оболонского районного суда Киева
Новости онлайн