Ликвидация Государственной пробирной службы: оптимизация дорогой ценой?

18:38, 22 августа 2014
Газета: 31-32 (249-250)
Минфин предлагает ликвидировать Пробирную службу, а полномочия по надзору в сфере ювелирной промышленности передать казенным предприятиям...
Ликвидация Государственной пробирной службы: оптимизация дорогой ценой?

Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»

11 августа на сайте Министерства финансов Украины был размещен проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дерегуляции в сфере государственного пробирного контроля». Как указано в сопроводительных документах, проект был разработан во исполнение поручения Премьер-министра №22605/1/1-14 с целью оптимизации контрольно-надзорных функций государственных органов. Необходимость такой оптимизации, по мнению правительства, обусловлена чрезмерным количеством госорганов, наделенных контрольными функциями. Упростить жизнь ювелиров в Минфине предлагают, оставив только 2 контролирующих органа: в сфере защиты прав потребителей – Госпотребинспекцию, а в сфере контроля за оборотом и учетом драгоценных металлов, драгоценных камней и содержащих их изделий – органы МВД.

Проектом предусматриваются изменения в Кодекс об административных правонарушениях, а также в Закон «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними». В частности, предлагается изменить определение государственного пробирного клейма, клеймления и пробирного контроля за качеством изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также заменить в тексте словосочетание «центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственного пробирного контроля, и государственные учреждения» на словосочетание «казенные предприятия». Разработчики законопроекта уверяют, что через сеть этих самых казенных предприятий пробирного контроля, находящихся в сфере управления Минфина, пробирный контроль за качеством изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней будет сохранен на существующем уровне.

Вотум доверия

Впрочем, эксперты опасаются, что передача полномочий Службы казенным предприятиям выведет вопрос пробирного надзора из сферы государственного внимания, что противоречит общепринятой международной практике. Особенно негативно это может отразиться на процессе присоединения Украины к Конвенции по испытаниям и клеймению изделий из драгоценных металлов, за что уже давно ратуют украинские ювелиры. Еще в прошлом году в своем заявлении Союз ювелиров Украины доводил до сведения правительства, что неприсоединение к Конвенции создает непреодолимые преграды для экспорта их продукции за рубеж.

Напомним, что заявка о присоединении к Конвенции была подана Украиной еще в 2004 г. Годом позже в Киев прибыла инспекционная группа постоянного комитета Конвенции, которая ознакомилась с состоянием дел в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов в Украине, контроля состава металлов, методов работы с ними, в т. ч. проведения инспекций мест концентрации изделий и порядка их хранения, клеймения, реализации.

По результатам работы Пробирная служба получила высокие оценки, а в своем отчете группа рекомендовала Комитету выслать Украине приглашение на присоединение к Конвенции. Комитет рекомендациям внял и прислал приглашение в 2005 г.

Еще одним свидетельством высокой оценки Пробирной службы стало предложение выступить в роли организатора проведения международного тестирования лабораторий по программе Round Robin среди 74 лабораторий 39 стран Европы и Азии. По итогам тестирования Служба получила высокую оценку со стороны международных профильных организаций.

Стоит ли овчинка выделки?

Высокие оценки, данные Пробирной службе международным сообществом, по мнению специалистов, свидетельствуют о надлежащем исполнении ею своих полномочий. Ликвидация же Пробирной службы и распыление выполнения ее функций среди других органов власти или предприятий, организаций и учреждений может привести к необратимым последствиям негативного характера как в системе государственного пробирного контроля, так и в государстве в целом. Как следствие, эксперты предрекают:

  • разбалансировку в системе органов государственной власти, что сделает невозможной реализацию единой государственной политики в сфере государственного пробирного контроля;
  • потерю институциональной памяти, связанной с наработанным годами опытом специалистов в сфере пробирного контроля и более чем 180-летней историей пробирного надзора на территории Украины;
  • снижение уровня доверия к органам государственной власти среди представителей ювелирной отрасли и общества в целом, обусловленное негативным отношением к отсутствию стабильности и прогнозируемости;
  • ухудшение имиджа Украины в мировом сообществе и появление соответствующего отношения как к партнеру с отсутствием последовательности и склонностью к саморазрушению;
  • снижение эффективности контроля за качеством изделий из драгоценных металлов, связанное с отсутствием подготовленных специалистов и соответствующей материально-технической базы в других контролирующих органах государственной власти.

Кроме того, передача функций контроля за учетом драгоценного металла и драгоценных камней МВД может привести к усилению вмешательства в деятельность субъектов ювелирной отрасли.

И наконец, обращаясь к букве Закона, следует отметить, что в законопроекте заложены явные несоответствия. Так, отменяя административную ответственность (о чем мы писали в начале статьи), авторы проекта предлагают отменить и принцип необратимости наказания за нарушение требований действующего законодательства относительно учета драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.

К тому же, в законопроекте закладываются нормы, которые предопределяют дублирование функций Госпотребинспекции и МВД, против чего якобы выступают разработчики документа. Минфин же наделяет себя полномочиями по предоставлению административных услуг и платных услуг, которые, согласно ст. 7 Закона «О центральных органах исполнительной власти», ему не присущи.

Пока законопроект был размещен на сайте для обсуждения и, соответственно, не направлялся в Верховную Раду. Учтут ли изложенные замечания его авторы, а главное, прислушается ли к этим замечаниям законодатель, пока неизвестно.


Комментарий ЭКСКЛЮЗИВ

Александр Паламарчук,первый заместитель главы Государственной пробирной службы

– Негативные последствия ликвидации Государственной пробирной службы Украины могут привести к возникновению неоднозначных решений, различного толкования реализации стратегических и текущих задач и, в конечном итоге, разрушению системы государственного пробирного контроля и отсутствию государственной гарантии качества ювелирных изделий. Разрушение системы государственного пробирного контроля, в свою очередь, ущемляет интересы граждан как основных потребителей ювелирной продукции, подтачивает их доверие к органам государственной власти, влияет на имидж Украины в мировом сообществе и тем самым затрагивает национальные и экономические интересы государства. Учитывая исторический и международный опыт, исключительность функций, которые возложены на Пробирную службу, считаем необходимым сохранить существующую систему государственного пробирного контроля, ведущую роль в которой играет Пробирная служба как отдельный орган государственной власти.


Услуги, предоставляемые Пробирной службой:

  • экспертиза оттисков пробирных клейм;
  • экспертиза вставок драгоценных камней;
  • выполнение контрольных и арбитражных анализов драгоценных металлов, сплавов и материалов, их содержащих;
  • повышение квалификации по программе «Пробирный контроль» по учебному курсу «Основы оценки драгоценных металлов и изделий из них».

Государственная пробирная служба в цифрах

По результатам контрольно-надзорной деятельности Пробирной службы за период с 1998 по 2013 г:

  • выявлено излишков драгоценных металлов и драгоценных камней, т. е. предупреждены потери государства суммарно на 703,1 млн грн;
  • выявлена недостача драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежащих возмещению, на сумму 145,1 млн грн;
  • наложены штрафные санкции на общую сумму 7,3 млн грн;
  • изъято из оборота 198,1 тыс. шт. ювелирных изделий без оттисков государственных пробирных клейм или с фальшивыми отпечатками.

При этом сумма расходов на содержание Пробирной службы за указанный период составила 51,7 млн грн, что в 16 раз меньше общей суммы, на которую выявлено нарушений. Только сумма штрафных санкций составила 14% от расходов на содержание Службы

Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.
Особенности урегулирования споров при участии судьи
Новости онлайн